Источник фото: Владимир Казанцев/Tomsk.ru
Авторские материалы

Томская область: фотоИСТОРИЯ. Музей Сталина

16:30 / 30.06.16
10788
Мы в социальных сетях:

Сегодня читателей нашей рубрики мы приглашаем в село Нарым Парабельского района. В 1938 году там был основан Музей И. В. Сталина. Решение об этом принял Новосибирский обком КПСС.

Над созданием экспозиции музея помогали работать научные сотрудники московского Центрального музея В. И. Ленина. Первое, что встречали его посетители, была огромная — в пять метров высотой — гипсовая скульптура Иосифа Виссарионовича, стоящая во дворе музея.

В Нарыме, бывшем с начала 19-го века местом ссылки, Иосиф Сталин оказался в 1912 году. Известный тогда как грузинский боевик Коба, он был выслан в Сибирь за убийства, грабежи поездов Госбанка России и прочие преступления. Ссылка для Кобы-Сталина, впрочем, длилась недолго: всего 41 день. Будущему вождю народов удалось бежать, и через Томск он подался в Европу, прибыв к январю 1913-го года в Вену. А в Нарыме до сих пор стоит домик Алексеевых, где летом 1912 года жил Иосиф Виссарионович. Сотрудники музея сохранили ту обстановку, которая была в этом домике во время ссылки Сталина. Например, именно на этой кровати он спал.

Томская область: фотоИСТОРИЯ. Музей Сталина

Томская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей Сталина

Смерть Сталина кардинально изменила жизнь СССР. Большие перемены затронули и Нарымский музей. В 1960 году его переименовали в Нарымский мемориальный музей политических ссыльных большевиков, ведь нарымскую ссылку в разное время отбывали и Валерьян Куйбышев, и Яков Свердлов, и Николай Яковлев, и Алексей Рыков, и многие другие политические деятели.

Общая площадь Нарымского края была огромной — 200 тысяч квадратных верст. Глухая тайга, бесконечные топкие болота, масса рек, речушек и озер, нестерпимый гнус летом и лютые морозы зимой, доходившие до -50 градусов, бездорожье — все эти условия способствовали превращению Нарымского края в гиблое место для высылки непокорных. Нарым был превращен в политическую тюрьму без решеток. До этого ссылка сюда была эпизодической и не оказала заметного влияния на историю края. К истории же политической ссылки Нарымский край прикован навечно.

Первыми политическими ссыльными в Нарыме были два декабриста — Павел Фомич Выгодовский и Николай Осипович Мозгалевский. Последний из них — член тайного общества соединенных славян — был отправлен сюда в 1826 году. Через десять лет он был переведен в Минусинский округ Енисейской губернии и там умер от так называемого «нарымского нездоровья». А Павел Фомич Дунцов-Выгодовский прибыл в Нарым на поселение летом 1828 года после каторжных работ в Чите. На поселении в Нарыме он прожил 26 лет. Писал жалобы за неграмотных, разоблачал казнокрадство и произвол властей. В 1854 году его за вольнодумство заключили в тюремные подвалы Томска, а затем сослали в Иркутск, где он скончался в ужасающей нищете и полной безвестности для русского общества.

За декабристами последовали в Нарым участники Польского освободительного движения, боровшиеся за национальную и политическую самостоятельность своей Родины. Сейчас потомки польских ссыльных, оставшихся в Нарыме, уже слились с сибирскими старожилами. Из народников в Нарыме побывал дед знаменитого композитора Дмитрия Шостаковича, Болеслав Петрович. Он оставил и опубликовал интересное сочинение «Промыслы Нарымского края», до сих пор сохранившее свое научное значение. В начале 20-го века ссыльные принесли в Нарым идеи марксизма. Разрабатывая систему карательных мер, царский режим все чаще использовал политическую ссылку.

В 1908 году в Нарыме на 166 дворов приходилось 328 «водворенных», а в 26-ти населенных пунктах парабельской волости — на 829 дворов и 5 919 местных жителей 1 885 политических ссыльных. Еще двумя годами позже число это возросло до 3 066 человек. В целом в Нарымском крае была представлена в миниатюре вся революционная Россия: здесь были представители 15-ти партий и групп, 14-ти национальностей. Томский губернский исправник Попов даже просил губернатора о прекращении высылки ввиду переполнения в Нарымском крае жилых помещений административно ссыльными.

Нарымская ссылка и пребывание в ней для многих стала серьезным испытанием. Ссыльным запрещалась общественная педагогическая и врачебная деятельность. Но, несмотря на все запреты и регламенты им удалось организовать в колонии политические и общеобразовательные школы, в которых изучались такие предметы, как экономика, алгебра, иностранный язык. Также ссыльные вели большую культурную работу. Они создали самодеятельный театр, арендовав у купца Родюкова большой дом. Открылся этот театр 24 декабря 1909 года. Там ставили пьесы Островского, Горького, которые имели огромный успех. Газета «Сибирская жизнь» от 15 июня 1911 года писала: «Нарымский театр — гордость всего края». Ссыльные Нарыма не раз доказывали устойчивость своих политических взглядов, устраивая акции протеста против произвола властей и ежегодные митинги и маевки в честь 1 мая.

С февральской революцией и отъездом политссыльных из мест вынужденного поселения история царской ссылки закончилась, казалось, навсегда, но после установления в крае Советской власти сюда вновь потянулись этапы, состоявшие из бывших офицеров царской армии и представителей белого движения — меньшевиков, эсеров, анархистов. Нарым остался местом ссылки.

1930 год стал рубежом, после которого начался новый этап в развитии Нарымской ссылки. Многие тысячи людей с ярлыками «кулак» и «подкулачник» насильно переселяли в Нарымский край. Только за 1930-1931 годы нарымская земля приняла более 200 тысяч человек. В 1933 году в связи с началом организации трудопоселений в Нарымский округ было переселено 150 тысяч человек. На этот раз ими стали выселенные из городов так называемые «саботажники», «деклассированный элемент» и прочие «нежелательные» категории граждан. Последняя волна массовых ссылок началась в 1939 году и продолжалась до 1950-х годов. Основным контингентом стали жители Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии, а также немцы и поляки. Лишь после 1956 года массовые ссылки в Нарым прекратились…

В 1991 году в связи с открытием нового отдела, рассказывающего о политических репрессиях 30-40-х годов, о существовании лагерной системы и спецкомендатур, музей был снова переименован. С тех пор он называется Нарымским музеем политической ссылки. В 2003 году на территории музея был создан «Уголок селькупской старины» под открытым небом. Эта экспозиция отражает традиционные условия жизни коренных народов Нарымского края: селькупов, пантов, эвенков. Люди, жившие здесь более двух тысяч лет назад, оставили памятью о себе уникальные предметы. Редкий населенный пункт в Томской области имеет всемирную известность и такую богатейшую историю, как Нарым. 

Томская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей СталинаТомская область: фотоИСТОРИЯ. Музей Сталина