Интересное

Если проследить историю показов авиационной техники в Жуковском с 1992 года (тогда впервые состоялось «Мосаэрошоу»), неизбежно придешь к выводу: каждый последующий салон по уровню организации уступает предыдущему. МАКС-2009 стал очередным подтверждением этого тезиса.

19:16 / 19.08.09
264
Мы в социальных сетях:

Беспорядок на Казанском вокзале (никто из спрошенных железнодорожников ничего об электричках-экспрессах на МАКС не знал) можно не считать – мы с коллегой доехали на «шаттле», имевшем конечным пунктом следования Раменское. Подошедшая контролер нас сначала напугала («мы на «Отдыхе» когда останавливаемся, когда нет»), а затем успокоила: «В этот раз остановимся – я у машиниста спрашивала». Затем взяла с нас дополнительно по 90 рублей – в кассе мы купили «простые» билеты.

С автобусами от платформы «Отдых» было все в порядке – даже доехали сидя. Правда, и народу было очень и очень немного – вторник был объявлен «президентским» днем, и на МАКС пускали очень малое количество даже специалистов.

Контроль на входе ужесточился. Выворачивают сумку наизнанку, прощупывают швы куртки (настроенный на максимальную чувствительность металлодетектор реагирует даже на заклепки) и (новшество!) приказывают распечатывать новые пачки сигарет и демонстрировать их содержимое. Хорошо еще, что табак из сигарет не вытряхивают – произвести обратную операцию без специальной машинки трудно. Впрочем, возможно, что повышенные меры безопасности были связаны с посещением выставки «высшими властями», и дальше будет полегче.

А вот дальше пошел беспорядок «фирменный», присущий именно МАКСу – но превосходящий все виденное ранее. Пресс-центр был … закрыт для журналистов. Точнее, закрыт для всех, кто не имеет чести и счастья входить в «кремлевский пул». Соответственно, ни доступа в интернет, ни списка пресс-конференций, ни схем размещения участников, ни программы полетов — ничего этого у пишущей и снимающей братии не было.

Это еще не все. Павильоны, которые должен был посетить наш лидер, были с самого утра закрыты для доступа посетителей (в них пускали только работающих на стендах специалистов). Причем это относилось только к «российским» павильонам — западники тонкостей отечественного чинопочитания просто не поймут. Их павильоны, как я понял, «отсекались» где-то за час до посещения премьером.

Каталога выставки (его в этом году печатает сами организаторы — ЗАО «Авиасалон») в дирекции не было. Обещали к 12-ти часам. Потом обещали к 14-ти часам. Потом мне это «альпийское нищенство» надоело — и я плюнул.

Немного истории. По слухам, на прошлом МАКСе утонченное обоняние одного из высших сановников было донельзя удручено доносившимся до шале ароматом жарящегося шашлыка. Последовало распоряжение «убрать это безобразие», что, в соответствии с лучшими российскими традициями, и было исполнено.

Вместо многочисленных палаточек, лотков и шатров с едой и питьем всех градусов крепости территория МАКС-2009 была покрыта фирменными палатками с надписями MAKSfood. Вот только ни одно из этих заведений не работало. Ходили слухи, что где-то продают мороженое, но искать это райское место не было ни сил, ни желания – там наверняка была очередь. Народ, ругаясь, пытался найти хотя бы бутылку воды (было довольно душно) — но тщетно. Я спасся лишь тем, что на экспозиции знакомых дважды перехватил чая/кофе с бутербродами — и то при возвращении желудок уже начал выражать свое недовольство. Коллегам, не имевшим на МАКСе дружеских контактов, пришлось туго.

«Победную точку» поставил визит к знакомому издателю. Он говорил, что к МАКСу выйдет из печати второй том книги по одному из эпизодов истории отечественной авиации (первый том у меня есть). Знакомый слово сдержал — книга стояла на полке. Вот только купить ее было нельзя — за право торговли своими журналами и книгами «Авиасалон» заломил с издателей такие деньги, что все просто не смогли не отказаться. То есть ни новых журналов, ни новых книг там нет — и я сильно подозреваю, что их не будет в дни «народных гуляний».

В «президентской» (хотя выставку посетил не президент, а премьер-министр) летной программе показали, видимо, все что можно. Честно говоря, я ее не смотрел – все это видено уже не один десяток раз. Относительной новинкой был, разве что, SSJ-100. Затем в воздух никто не поднимался, поскольку глава правительства обходил стенды, и удручать его слух ревом авиационных двигателей было нельзя — мог пропустить что-то важное.

В результате мудрой политики организаторов МАКСа информации о салоне до вечера вторника практически не было – если, конечно, не считать информаций общие фразы. «Первой ласточкой» стали пресс-релизы ВТБ, из которых хоть что-то стало ясно. Могу засвидетельствовать, что подобного маразма на МАКСе не было со дня его основания. Лишить журналистов информации — это уже предел верноподданического рвения.

Впрочем, для России это не предел. На выставке вооружений в Омске экспозицию как-то пожелал осмотреть Геннадий Селезнев, в ту пору занимавший пост спикера Госдумы. Тогда всех «посторонних» просто выгнали из выставочного комплекса на три с половиной часа, и глава «народных избранников» осматривал стенды – нет, конечно, не в одиночестве, но кроме его «свиты» и охраны других посетителей не было. Может, устроителям МАКСа имеет смысл взять на вооружение эту методику?

Выверты организаторов МАКСа особенно очевидны на фоне аналогичных зарубежных мероприятий. Мне приходилось не раз наблюдать, как осматривают авиационные и оружейные выставки президенты, премьеры и шейхи. И почему-то там не считают, что все остальные посетители – это люди «второго сорта». Уж об отношении к журналистам я вообще молчу.

И еще немного истории. На прошлом МАКСе случился конфуз: Владимир Путин захотел купить мороженого, а у продавщицы не нашлось сдачи с пятисот рублей (как нам всем это знакомо, не правда ли?). В этот раз Сергей Чемезов (организация авиасалона в Жуковском теперь находится в его ведении) лично подвел премьера к лотку с мороженым и – о, чудо! – сдача была в наличии. Так устроители МАКСа продемонстрировали «работу над ошибками».

P.S. Сегодня в Жуковский я не поехал — желания не было…