Скорее, следует ожидать постепенного сокращения доли доллара в глобальной экономике и снижения его покупательной способности. Если опираться на «сухую статистику», пока никаких проявившихся негативных симптомов, связанных с активными вливаниями госсредств в экономику США, нет, утверждает ведущий аналитик отдела макроэкономического анализа ОАО Банк «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев: «Основной побочный эффект, с которым мы столкнулись, это, пожалуй, спекулятивный рост рынков как следствие активного закачивания, прежде всего, долларовой ликвидности в систему. Риск состоял (и, можно сказать, состоит) в вероятной коррекции, предсказания которой звучали тем тише, чем активнее продолжалось повышательное «аномальное» движение рынков. На коррекцию можно рассчитывать и сейчас, хотя, определенно, второго «дна» не будет…».
«Цунами в открытом океане, вдали от берегов обычно не представляет собой особой опасности, — говорит руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК «ФИНАМ» Михаил Аристакесян. – Оно становится смертельно опасным при приближении к берегу. На данный момент «долларовое цунами» до берега, то есть до реального сектора, ещё не добралось. Но свидетельством того, что оно есть и находится пока в банковском секторе, являются низкие ставки на межбанке. Так, на днях ставки по доллару были ниже, чем по йене».
По оценкам г-на Харлампиева, главная опасность проводимой политики макроэкономического стимулирования в США состоит в совокупном объеме долга и необходимости финансировать растущие бюджетные расходы на фоне доминирующего положения этой валюты в обслуживании международной торговли и «глобальных» сбережениях. Тем не менее, идея агрессивной девальвации доллара в среднесрочной перспективе не выдерживает критики, учитывая ликвидность этой валютной единицы, гибкость американской экономики, а также «глубину» долларовых инструментов, уверен эксперт: «Сложно найти альтернативный и сопоставимый по объему предложения инструмент вложения для, скажем, реструктуризации структуры мировых официальных резервов, которые сейчас составляют более $6,5 трлн».
Данного мнения придерживается и начальник управления стратегического планирования и развития Юникредит Банка Владимир Осаковский, отмечающий, что доминирование доллара является результатом экспортно-ориентированной модели развития мировой экономики: «США – крупнейший рынок сбыта всего того, что производит весь остальной мир. В середине 20 века США занимали до 40-50% мировой экономики, а сейчас 25%. Из-за того, что все, так или иначе экспортируют свою продукцию в США, у всех есть доллары и всем они нужны. В конце 20 века появилась другая экономика, сравнимая с США по размерам потребительского рынка — Европа. Это привело к появлению второй валюты (евро), которая тоже может выполнять функции доллара и, соответственно, снизило долю «зеленого» в мировом денежном обороте. Указанные процессы будут продолжаться, но исключительно в эволюционном ключе, а никак не в революционном»
По прогнозам г-на Аристакесяна, покупательная способность доллара в среднесрочной перспективе будет снижаться постепенно: «В резком обрушении никто не заинтересован. Основным бенефициаром значительного ослабления доллара будет золото. «Плавный закат» доллара предпочтителен для всех».