19 декабря 2018 года Государственной Думой был принят закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Процесс принятия этого документа не был простым, а некоторые предложения в его проект вызывали нешуточную тревогу у любителей кошек и собак: шутка ли, налог на кота пять тысяч в год! А на собаку пятнадцать тысяч! А платное чипирование и обязательная веткнижка! Так и на «Вискас» не хватит.

Признаться, я тоже читала проект Закона с большим любопытством. Во-первых, содержание домашних питомцев в нашей стране осуществляется практически вне правового поля — тут работы поле непаханое. Даже убирают за своими питомцами на прогулках единицы, что уж говорить о ветучете и чипировании. А самое главное, кто и как будет осуществлять контроль за этой сферой, наказывать нарушителей? Куда будут изымать ненадлежаще содержащихся домашних животных, если бродячим не успевают приют находить?.. А во-вторых, живет у нас дома не совсем домашнее животное по имени Ежка (нет,  мы не боимся бешенства, и ночной топот нас совсем не раздражает). Ну не смогли мы не приютить поздно рожденного ежонка, не успевшего набрать вес перед спячкой. Прогнозировали, что новый Закон коснется и содержания в домах диких животных. А наш еж — очень дикий!

Так что же нашло закрепление в уже принятом тексте Закона? Стал ли «налог на кота» сопоставим с налогом на квартиру? Давайте обо всем по порядку.

  • Впервые был закреплен понятийный аппарат, используемый в регулировании отношений по обращению с животными. Ст. 3 Закона определяет, кто такой владелец животного, разграничивает понятия домашних животных и диких, содержащихся в неволе, вводит понятие потенциально опасных собак, поясняет, что значит использование животных в культурно-зрелищных целях и т.д. 
  • Закон закрепил принципы обращения с животными. Наконец-то, на уровне Закона признано, что животные — эмоциональные существа, способные испытывать страдания и требующие бережного и гуманного к себе отношения.
  • Глава 3 Закона закрепила требования к содержанию животных. Теперь владельцы обязаны обеспечить питомцам надлежащий уход, законодательно закрепленный. Вот интересно, чашка супа для дворового пса — это надлежащий уход? А трехэтажный плюшевый дом для кота? Или обращение, не подпадающее под понятие «жестокого», уже есть надлежащее?

Мне представляется, что хоть и выделены все пункты статьи 9 закона как равные по значимости, но после первого пункта надо ставить двоеточие. Надлежащий уход — это в том числе: своевременное оказание животному ветпомощи, уборка за питомцем, контролируемое потомство, «пристрой» в надежные руки при невозможности содержания.

  • Еще одним значимым нововведением явилась попытка законодателя урегулировать использование животных в бизнесе. Количество контактных зоопарков, котокафе, и живых выставок впечатляет. Моветон нынче открыть ТЦ без козочек и кроликов.

Теперь же Закон разрешает такую деятельность лишь в специально предназначенных для этого зданиях, на обособленных территориях. А деятельность, предоставляющая зрителям прямой контакт с животными, запрещена совсем.  Помимо этого не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности. Для настоящих же зоопарков, цирков и дельфинариев также грядут перемены: до 01.01.2022 года им необходимо получить лицензию на такой вид деятельности.  Данные нормы имеют много оговорок «за исключением случаев, установленных Правительством».  Пока же правительственное нормотворчество не активно в этом направлении. Может, и к счастью.   

  • Целую статью 16 в новом Законе выделили приютам для животных. Оказывается, они могут быть не только частными, но и государственными и муниципальными. Интересно, есть ли соответствующая статья в бюджетах муниципалитетов? А может, в бюджете страны?  Не думаю, что этой статье обрадовались волонтеры и активисты-зоозащитники. Если ранее необходимость вакцинации и стерилизации, «рекламирования» животных в интернете с целью нахождения хозяина были продиктованы здравым смыслом и добрым сердцем, то теперь — это законодательное требование. Еще и не до конца прописанное — ждем региональных сюрпризов.
  • Читая Закон, невольно вспоминается  пословица «и волки сыты, и овцы целы»: с одной стороны, он отразил много идей зоозащитников (пусть неконкретных и расплывчатых, но ведь это первый блин), а с другой стороны, попытался защитить права иных граждан и закрепить превентивные меры по снижению рисков, связанных с содержанием животных.

Например, законодатель витиевато высказался по поводу количества домашних животных: «исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов». Попытки сходу найти эти нормы и правила, применить к этим отношениям существующие СанПиНы, успехов не принесли. Опять все получилось неконкретно и оценочно-субъективно.

Зато очень неплохо получилось про выгул животных: они не должны «свободно и неконтролируемо» перемещаться на дорогах, детских и спортивных площадках, во дворах, лифтах, помещениях общего пользования. Помимо этого все же нужно убирать продукты жизнедеятельности животного. Еще бы наказание закрепили и придумали способы фиксации правонарушения, а то ведь страшно снимать  видео с владельцем присевшего питбуля. А еще более замечательно вышло про места выгула животных: такие места должны быть определены решением органа местного самоуправления. Даже любопытно, куда с утра до работы отправят с собачками жителей не «спальных» районов.

Отдельную интригу и повод для споров на форумах создали, отдав Правительству право разработать два перечня: «перечень животных, запрещенных к содержанию», а также «перечень потенциально опасных собак». Зоозащитники острят на тему перечня «потенциально опасных владельцев» и, согласитесь, в этом есть рациональное зерно. Но за Ежика у меня отлегло, ведь даже если запретят его содержание, появился он у нас до 01.01.2020 года, а значит, может жить у нас  «до наступления естественной смерти». Как грустно звучит.

  • Отдельно хочется отметить появившееся понятие общественного контроля в новом Законе. Собственно и сейчас существует большое количество общественных организаций, защищающих братьев наших меньших. Теперь же к ним могут присоединиться и обычные граждане. А если стать «общественным инспектором», то еще и кучу прав с корочками дадут. Теперь говорится, что органы государственной власти не только не будут отмахиваться от «результатов общественного контроля», но и очень хотят эти результаты иметь, рассматривать и принимать меры. И, по традиции, подробнее об основах и механизме работы нам позже расскажет орган исполнительной власти. 

Подводя итог обзору, хочется отметить, что, безусловно, появление такого закона в России — это уже большое достижение. Множество акций и митингов, споров и дебатов предшествовало этому событию. Разумеется, невозможно сразу принять не нуждающийся в доработке текст. Но создается впечатление, что в этом конкретном случае принимали лишь бы что-то принять — получился эдакий «рамочный» закон: «Потом все урегулируем! После праздников… Через год… А вот тут пару лет подождет... И да, что-то регионы у нас расслабились!». 

Томск.ру новости право знать

Юлия Легкобитова