Standard & Poor’s подтвердила суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации: долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в иностранной валюте — «BBB/A-3», долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте — «BBB+/A-2». Кроме того, подтверждена оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков на уровне «ВВВ». Прогноз остается «Негативным».
Рейтинги и прогноз отражают все еще значительные риски для финансов общественного сектора вследствие существенного экономического спада и большого объема условных обязательств правительства, обусловленного продолжающимся стрессом в финансовом секторе и значительными обязательствами в иностранной валюте государственных организаций», — заявил кредитный аналитик Standard & Poor’s Фрэнк Гилл.
Standard & Poor’s ожидает, что чистый долг расширенного правительства вырастет с -14,1% ВВП в 2008 г. до 13,8% ВВП в 2012 г. Эти прогнозы включают ожидания относительно того, что дефицит бюджета в среднем составит почти 8% ВВП в ближайшие три года, а затем уменьшится до 4% ВВП в 2012 г. Прогнозы Standard & Poor’s относительно дефицита включают затраты на рекапитализацию банковской системы России, оцениваемые в 6% ВВП, а также трансферт из федерального бюджета в пенсионный фонд совокупным объемом 14% ВВП — как часть долгосрочных усилий правительства, направленных на укрепление финансирования недостаточно капитализированной системы социальной защиты. На протяжении этого периода потребности в заимствованиях общественного сектора будут финансироваться путем комбинации растущего долга расширенного правительства и средств двух бюджетных фондов, которые к 2013 г. будут использованы.
В последующие два года капитальные расходы бюджета сократятся в постоянных ценах, чтобы финансировать дальнейший рост социальных расходов. Поскольку программа фискального стимулирования в России сфокусирована на росте текущих, а не капитальных расходов, ее мультипликационный эффект на показатели экономического роста, по всей вероятности, будет ограничен.
«Прогноз «Негативный» отражает вероятность понижения рейтинга, если в течение нескольких лет руководство страны окажется неспособным снизить первичный дефицит бюджета расширенного правительства (в настоящее время он находится на уровне примерно 8% ВВП)», — добавил г-н Гилл. Кроме того, рейтинг может быть понижен, если ухудшение макроэкономических условий приведет к ослаблению политики правительства, затрудняя стабилизацию экономики и рекапитализацию проблемного финансового сектора.
Противодействие реформам в области предложения и отсутствие прогресса в борьбе с коррупцией обуславливают относительно низкий ожидаемый приток прямых иностранных инвестиций в ближайшие пять лет. В результате прогнозы экономического роста и, следовательно, роста налоговой базы, остаются в высокой степени неопределенными. И, напротив, более быстрая консолидация финансов общественного сектора, вероятно, связанная с улучшением условий торговли, способная привести к усилению показателей баланса, может привести к изменению прогноза по рейтингам Российской Федерации на «Стабильный».