При этом нововведение затронет преимущественно крупный бизнес, так как издержки проведения реабилитационных процедур для малых предприятий будут достаточно высокими.
Подготовленный Минэкономразвития законопроект «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)» участники организованной «ФИНАМом» конференции оценивают в целом положительно. Необходимость в эффективной реабилитационной процедуре была и раньше, однако поспорить с тем, что МЭР довольно оперативно отреагировал на изменение экономической ситуации, нельзя, говорит юрист Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Максим Распутин: «Что любопытно, современная американская Chapter 11, содержащая нормы направленные на восстановление платежеспособности должников, была разработана и одобрена в 1978 году, также во время мирового экономического кризиса. Как вы видите, мы здесь ничем не отличаемся от других стран. Будет ли финансовое оздоровление эффективным, сейчас, конечно, сказать нельзя, это покажет только практика. Мы можем сказать, что потребность в подобном законе сейчас есть».
Законопроект направлен на более быстрый выход из активной фазы кризиса, считает научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский: «Многие успешные прежде предприятия сегодня оказываются в ситуации временной неплатежеспособности и имеют все шансы быть поглощенными (разделенными, распроданными или растащенными). Кроме того, вряд ли банки смогут переварить весь объем поглощенных ими предприятий, да и покупателей пока не видно. Так что закон, что называется, ко двору».
Управляющий партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Семен Эпштейн отмечает, что финансовое оздоровление возможно для тех компаний, которые смогут доказать, что они только временно неплатежеспособны: «Оно будет вводиться по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления должника о введении именно финансового оздоровления, а не наблюдения. Иными словами, должник должен доказать, что он сможет рано или поздно расплатиться по своим долгам. У суда критерии: превышение активов над обязательствами плюс оценка судом отчёта о финансовом состоянии должника».
На практике процедура финансового оздоровления будет, скорее всего, применяться преимущественно к крупным компаниям, однако дело здесь вовсе не в лояльности власти, а в здравом экономическом расчете, уверен г-н Распутин. «Для успешного восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления необходимы существенные ресурсы, как финансовые, так и организационные, — отмечает юрист. – Подготовка отчета о финансовом состоянии, плана финансового оздоровления, его анализ СРО, проведение переговоров с кредиторами и дробление их на классы — все это довольно сложные мероприятия, требующие привлечения высококвалифицированных, а значит и дорогостоящих, административного управляющего, юридических консультантов, финансистов, аудиторов. В тех странах, где подобные реабилитационные процедуры уже включены в законодательство (США, Франция, Италия), их используют именно крупные предприятия. Для малого бизнеса издержки слишком велики».