Кто-то худеет, кто-то меняет имидж, а кто-то как мы — меняет работу. Наш портал продолжает проект «С меня хватит»: меняю работу с Tomsk.ru. Теперь каждую неделю на один день наш спецкор отказывается от новостей и лезет в чужую форму. А что, летом можно все.

СЕГОДНЯ Я… МАСТЕР АВТОТЮНИНГА

Давайте вспомним какой-нибудь 2010 год и то самое Pimp My Ride — американское реалити-шоу с Xzbit, которое выходило на популярном MTV. Вот я себе примерно так свою работу на сегодня и представляла. Это, чтобы вы понимали, уровень моей осведомленности об автомобилях и их внутренностях.

На деле меня встретил Виталий с 20-летним опытом работы установщика, иномарка и автономный подогреватель.

«Нужно все это любить. Машины, детали, запчасти. Прийти сюда просто, чтобы зарабатывать деньги – не получится. Человек не задержится, да и само дело не пойдет. Первые два месяца, мне кажется, я вообще не выходил из мастерской. За партой этому не научат. И раньше как, машину разобрал — начертил схему в тетрадь. Чтобы в следующий раз посмотреть и быстрее все сделать. Самый первый мой Mercedes был — три часа обшивку снимал, а там, грубо говоря, надо было две кнопочки нажать. Кто ж знал. Сейчас есть интернет, профессия стала легче», — рассказывает мой наставник.

Я ПОПАЛА В ВЫСШУЮ КАСТУ СЕРВИС-МЕНОВ

Хороший установщик — элита. Это предупреждение не для клиентов, а скорее, для новичков. Попасть в касту не так-то просто. Об этом предупреждают на входе. Хочешь быть здесь — придется постараться. Хотя не так. Придется очень много работать. А еще высшее техническое пригодится и желательно опыт.

«Нас как-то спросили: «Мой рабочий день стоит 1000 рублей. Почему вы стоите дороже?». Ну а почему хирург «стоит» больше, чем уборщица. Потому что установщик — это высшая каста всех сервис-man. Он и инженер, и конструктор, и механик в одном лице. Причем все это должно быть на высоте. Нельзя разбираться в электрике и пойти установщиком, потому что этого будет просто не достаточно. Бывает, конечно, приходят новички — «изумруды». Но чаще всего парню нужно пройти лет 5-10 боевого обучения в сервисе, чтобы он не боялся к машине подходить. И, конечно, он должен знать в идеале физику, математику и геометрию. Про большое желание работать с машинами нужно говорить?», — рассказал руководитель компании «Эпицентр Тюнинга» Федор Шайдт.

Понимаете да, что ничего из перечисленного в моем арсенале нет? Мой наставник учеников не любит. Это его время, которое дорого стоит. Но я же девочка, к тому же симпатичная. Резьба мне покорилась.

ПРИЕЗЖАЙТЕ В СЕРВИС С ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ

От клиента очень многое зависит, считает Виталий. В частности, подход к машине. Ты можешь затонировать всю машину за 1,5 часа. А можешь одну деталь несколько дней ставить. Ну не пойдет и все.

«Если клиент капризный, машина будет сопротивляться. «Автомобиль похож на своего хозяина» - это не байка. Эмоциональное состояние быстро передается. Мы же не только руками работаем. Приехал человек с какими-то потребностями, не понимает, какие технологии есть. Его это, по сути, и не должно волновать. Но бывают ньюансы: установили воздушный отопитель, а клиенту не понравилось, как он отрабатывает цикл. Хотел, чтобы он два часа дул, не прекращая. А у самого отопителя программой заложены другие возможности — час работает и 10 минут отдыхает. Всем миром собираемся на совет. Бывают ньюансы в работе. Приезжает машина с белым кожаным салоном, автомобилю лет 10. Работа связана с обшивкой: разобрали, а за ней сантиметр грязи. Приходится изрядно постараться: установить дополнительное оборудование и также почистить пыль и грязь. Хотя в итоговой стоимости для клиента это не учитывается. Работаем с девизом «клиент всегда прав» — он должен остаться довольным работой», — делится Виталий.

Идеальный клиент — тот, кто хотя бы чуть-чуть может оценить работу, которую делает установщик. Понимает, за что он отдает свои деньги, и приезжает еще раз. 

ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ, А ЕСТЬ БОЛЬШИЕ

Водителей, которые любят свою машину, видно по состоянию авто. А кто-то же прям фанатик. И зачастую, их очередные идеи — «а что бы еще такого поставить» — удивляют даже опытных установщиков.

«Приезжает клиент на машине стоимостью 20 тысяч рублей. Человек на 100 тысяч рублей устанавливает дополнительное оборудование: предпусковой подогреватель, недешевую охранную систему. Это немного шокирует обывателя. Но с опытом приходит понимание: когда каждый автовладелец хочет сделать автомобиль комфортным и безопасным для себя, стоимость доработки отходит на второй план. А вложенные деньги чаще всего приносят удовольствие от владения и управления любимой машиной»,— говорят установщики.

Современный тюнинг — не такой уж и суровый. Тонировка, замена фар на линзы, установка сигнализации, подогревателей, фаркопов. Особенно популярно сейчас — покрытие авто защитной пленкой. И не чтобы покрасоваться, мой наставник называет это практичным тюнингом. И такой подход все  чаще выбирают томские автомобилисты.

Партнер проекта — компания «Эпицентр Тюнинга».

Автор: Алина Штарк