Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — дело каждого.

Квентин Тарантино — это не самая типичная фигура для мирового кинематографа. Точно как Джим Джармуш, Вонг Кар-Вай, Дэвид Линч и многие другие выдающиеся мастера авторского и уникального кино. Тарантино один из немногих творцов Голливуда, чьи фильмы по сей день снимаются по его же сценарию, а истории в этих фильмах придуманы только им, написаны только им и сняты под его чутким руководством.

У широкой аудитории он ассоциируется как человек, снимающий очень брутальные и кровавые боевики с небывалыми по простоте диалогами, от которых совершенно невозможно оторваться. «Джанго освобожденный», «Убить Билла», «Бесславные ублюдки», «Криминальное чтиво» — в каждом из этих фильмов есть все вышеперечисленное, но и в каждом из них присутствует одна, скрытая под толщей веселого ультранасилия идея, всегда разная, но несомненно уникальная и целостная. К чему все это сказано? «Однажды в…Голливуде» — это не самый типичный фильм Тарантино.

В ЭТОМ ФИЛЬМЕ НЕТ СЮЖЕТА

И это правда. Хоть история и крутится вокруг актера Рика Далтона, отживающего свой век героя вестернов и прочих шоу про ковбоев с пистолетами в исполнении Леонардо Ди Каприо, и Клиффа Бута — его бессменного дублера, друга, водителя, разнорабочего без четкого смысла жизни и с безумно темным прошлым, которого исполнил Брэд Питт — весь фильм ничто иное как простой отрезок времени и событий в антураже конца 60-ых в Голливуде. Рик Далтон всячески пытается реабилитировать свою карьеру и не выйти в тираж окончательно, а Клифф Бут просто плывет с ним по одному течению, кормит собаку и чинит то, что сломалось в доме Далтона.

Они не преследуют какую-то одну-единственную цель, у них нет четкого плана или какого-то сценарного макгафина. Герои Тарантино просто живут в этот период времени. И режиссер подчеркивает всю эту неспешность и жизнеподобие. Несколько минут он тратит на то, как герой Питта просто едет по ночному Голливуду домой, показывая зрителю весь тот антураж и лоск заката старого Лос-Анджелеса. Или же не меньшее количество времени он может уделить герою Ди Каприо в диалоге с маленькой актрисой, которые могут просто обсуждать книги.

Да, на фоне то и дело маячит героиня Марго Робби, которая играет здесь реального прототипа — Шэррон Тейт, голливудскую актрису, ставшую в августе 1969 вместе со своими друзьями жертвой банды Чарльза Мэнсона. Это одно из самых страшных дел в истории США, которое произошло на самом деле, но она просто есть, и она тоже просто живет: забирает книги, ходит в кино со своим участием и наслаждается своим статусом в этом городе.

Все герои просто существуют, просто дышат и просто решают свои личные, крайне экзистенциальные проблемы, а декорацией для них становится Голливуд. И это следующий пункт моего мнения.

ТАРАНТИНО ПРИЗНАЛСЯ В ЛЮБВИ СТАРОМУ ГОЛЛИВУДУ

Всем известно, что Квентин — самоучка, человек, который просто работал в видеосалоне и пересмотрел все возможные и невозможные картины, впитывая в себя как губка истории, диалоги, сцены и многое другое, что он не стесняется использовать в своих фильмах, чуть ли не покадрово заимствуя сцены. С особым трепетом он относится к старому Голливуду со всеми его вестернами, олдскульными звездами, архаичными темами и даже способами съемки фильмов.

То, с какой любовью воссоздана атмосфера Лос-Анджелеса тех годов, достойно аплодисментов стоя. Кусочки радиоэфиров, новостные репортажи, книги, фильмы, одежда, автомобили, аутентичные хиппи, лозунги за прекращение войны во Вьетнаме и старая-добрая кинотусовка, которая проводит время не менее аутентично, чем хиппи с небритыми подмышками. Все это выглядит крайне лично и трепетно, как будто мысли и чувства одного-единственного автора разложили на бумаге и сделали из этого фильм. Человеком этим был Квентин Тарантино, и с задачей признаться в любви как Голливуду, так и киноискусству в целом он справился на отлично. Но давайте все-таки вернемся к истории.

СКАЗКА СО СЧАСТЛИВЫМ КОНЦОМ (Осторожно, спойлеры)

Несмотря на долгое и неспешное развитие фильма, рано или поздно он начинает набирать обороты, превращаясь в то, чего ждут от Тарантино. С момента приезда Клиффа на ранчо «Семьи», а именно так называется секта Чарльза Мэнсона, напряжение начинает расти по экспоненте. Зритель в это время уже ощущает все то, что испытывали люди во время просмотра первых сезонов «Игры Престолов» — сейчас главный герой умрет. Жестокой и еще раз жестокой смертью. Однако этого не происходит. И все возвращается в прежнее русло, но липкое ощущение того, что добром эта история не кончится, не покидает до самой развязки. А она тут, будем честны, самая роскошная из всех фильмов Тарантино.

Как я уже и говорил, роль Шэррон Тейт тут неспроста. Знающие историю ее убийства во время просмотра последнего акта фильма начинают неуютно ерзать в своих креслах, ожидая того, что Тарантино сделает с героиней. Однако репутация автора на этот раз играет против аудитории и Тарантино дважды обманывает зрительские ожидания.

Перформанс Брэда Питта в финальной сцене — это самая настоящая ода кровопролитию и жестокости. Однако же все выглядит очень оправдано. Вместо дома Шэррон Тейт хиппи врываются в дом к Рику Далтону, где нарываются на Клиффа Бута, руками которого Тарантино и наказывает безумных убийц, наказывает крайне и крайне жестоко. Тейт остается в живых, все ключевые герои остаются в живых. И вопреки реальной истории — добро побеждает.

Именно поэтому фильм и назван в духе начала любой сказки — «Once upon a time». Тарантино переворачивает историю с ног на голову и делает концовку непредсказуемо счастливой и трогательной, рассказав свою личную и теплую сказку про старый Голливуд.

ИТОГ

Стоит ли идти на это кино? Безусловно да. Стоит ли смотреть на неспешное развитие событий сюжета, которого, в общем-то, и нет? Концовка окупит все ваши ожидания. «Однажды…в Голливуде» — это и правда сказка, которую Тарантино придумал в своей голове, идеальный Голливуд в вакууме, сохраненный и дополненный так, как бы хотелось только рассказчику этой сказки. Уже сейчас можно смело сказать, что Тарантино становится сентиментальнее и глубже, рискуя показывать совершенно неспешные и личные истории, от которых, впрочем, все равно нельзя оторваться.

Давно ждали хорошее и неконвеерное кино? «Однажды в…Голливуде» — это то, на что необходимо потратить свое время. Ведь 10-ый фильм режиссера станет последним, а насладиться хочется уже сейчас.

Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте и узнавайте самые актуальные новости Tomsk.ru в соцсетях.

Автор: Вячеслав Серов