Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре. Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.

Как все начиналось?

Самый красивый дом улицы Дзержинского построен в 1892 году. Многие томичи могли видеть знаменитую веранду дома на обложке книги «Деревянная архитектура Томска» за 1987 год.

Именно из-за дома на обложке к нам в город приехала в конце 80-х член Союза архитекторов России и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, автор программы сохранения объектов деревянного зодчества Томска Наталья Лисовская.

—Этот дом для меня знаковый, — рассказала Tomsk.ru Наталья Лисовская. – Я оканчивала архитектурный институт, было направление в Москву в аспирантуру, и в это время выходит сборник «Деревянная архитектура Томска». И нас десять человек ломанулись в Томск. Я променяла Москву на Сибирь, хотя в Сибири родственников не было. Мне, когда пришла в мастерскую, здесь в Томске, вручают журнал технического надзора, будет реставрация начинаться — Дзержинского, 21. Именно этот дом мне «вручили», но я девять лет проработала в реставрации, а к ней так и не приступили. Домом начали заниматься только в конце 90-х.

По словам Натальи Лисовской, домом изначально владела некая хозяйка Ганевич, но известно здание благодаря жившему в нем писателю-этнографу Василию Анучину. Архитектор дома не установлен.

Изначально дом был памятником архитектуры федерального значения. Здание было разрушено в начале 90-х, и после восстановления его «понизили» до памятника регионального значения.

Уникальная веранда

— При реставрации нарушили много канонов, — рассказала Наталья Лисовская. — Памятник исказили и из-за этого понизили статус с федерального до регионального. Из-за вот такой неумелой реставрации.

Заведующий кафедрой теории и истории архитектуры ТГАСУ Валерий Залесов отметил отсутствие расстекловки. По его словам, раньше не делали такие окна, они не характерны для этого периода времени.

Веранду также остеклили, из-за чего она потеряла свой объем.

По словам Натальи Лисовской, такие веранды можно увидеть в Томске у ряда домов по Татарской улице и на Шишкова, 10, но эта – «самая красивая в городе».

Дом является представителем эклектики, в нем легко можно увидеть русский стиль.

— Это возвращение к русскому стилю, — рассказала Наталья Лисовская. — В реставрации называли это «теремковый стиль». Это такой простой, обычный крестьянский сруб, функциональность, ничего лишнего, обычный объем — коробочка, и все. Немцы больше тяготеют к игре объемов. Резьба, это да… своя символика. Вот видите фронтончики, в них были солярные знаки, поклонение солнцу. Эти треугольники, снопы, растительный орнамент — символы защиты. Все символы — как раз отсылают к народному. Тем не менее отмечают, что томская резьба выполнена на профессиональном уровне, в отличие от многих сибирских городов.

Писатель-этнограф: «По горам и лесам»

Василий Анучин родился в селе Енисейской губернии в 1875 году. Окончил Красноярское духовное училище и учился в Томской духовной семинарии, поступил в археологический институт Санкт-Петербурга, где изучал народы Сибири.

[gallery]

В начале XX века участвовал в этнографических экспедициях в Туруханском крае. В это же время начинает писать литературные произведения, самое известное из которых – повесть «По горам и лесам».

Начало первой революции Василий Анучин застает в Красноярске и примыкает к эсерам, участвует в издании газеты «Красноярский дневник». В это время в его адрес приходят первые обвинения в недобросовестности — материалы из экспедиций он так и не передал в Музей этнографии. В этот период автор живет за счет публикаций в газетах и лекций.

В 1911 году переезжает в Томск, где активно публикуется в прессе. Василий Анучин входит в состав кружка Потанина, увлекается областничеством. В 1917 году Анучин становится заместителем председателя Комитета общественной безопасности, депутатом Томского губернского народного собрания.

В 1918 году Василий Анучин едет в Алтай, где пытается создать автономную республику, объединив алтайские народы. Идея не увенчалась успехом. Анучин приезжает обратно в Томск, где выступает с лекциями по этнографии и выпускает брошюру о шаманизме.

В 1923 году как бывшего контрреволюционера этнографа высылают в Казань. Отсюда он переезжает в Самарканд и начинает работу в педагогическом институте.

В этот период он рассказывает о переписке с В. И. Лениным и А. М. Горьким, которую ряд историков считают поддельной.

Назад в будущее: интеллектуальный центр

— На улице Дзержинского (бывшая Преображенская) жила профессура, и это был свой кондоминиум такой уникальный, — рассказала Наталья Лисовская. — В профессорской слободе ядро было, где стоял дом под номером 24, в котором жил Адрианов (сейчас на месте дома «хрущевка»). Он был известным ученым, а во флигеле его усадьбы жил Григорий Потанин. Это было место «тусовки» всей профессуры. Приходили в гости Обручев, Шишков, Крылов… Здесь и художники Мако, и Тюменцевы постоянно развлекались. В этом месте как раз родилась общественная жизнь Томска в новом ключе.

Сейчас в доме, где жил когда-то Анучин, располагается медицинский центр «Медиа-Дюны». Здесь оказывают услуги стоматологии, косметологии и неврологии.

По словам Натальи Лисовской, нынешняя Преображенская продолжает идти по стопам исследовательских традиций прошлого: «Здесь располагается медицинский центр, в доме напротив (Дзержинского, 20а) - ветеринарная клиника».


Мы сделали рассказ об этом здании для вас в разных форматах. Tomsk.ru хочет, чтобы история томских домов была доступна каждому. Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.

Автор: Александр Мазуров