Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре. Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.

Как все начиналось?

Дом по улице Студенческой, 29, построен в 1905 году. Владелец и автор проекта не установлены. По словам жителя дома, бывшего преподавателя ТПУ Алексея Иванкина, до революции в доме жил «поп с семьей», а сам дом относился к Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю.

Вполне вероятно, что это был купеческий доходный дом — большинство из владельцев зданий по улице были купцами. Священник мог арендовать жилье в таком доме. Стоит отметить, что почти все владельцы домов на Аполинарьевском переулке в советские годы подверглись репрессиям.

– Богослужение в храмах обители совершали священнослужители из белого духовенства (так называют семейное духовенство), которые проживали неподалеку, за оградой монастыря, — рассказал настоятель томского храма святителя Феодосия Черниговского иерей Евгений Маслич. — В ведомостях о храмах при Иоанно-Предтеченском женском монастыре, которые сохранились в Госархиве Томской области, описываются так называемые причтовые дома для священнослужителей и их семей. Дело в том, что монастырю, помимо той земли, которую он занимал внутри монастырской ограды, принадлежал еще ряд прилегающих участков. С очень большой  долей вероятности можно сказать, что участок, где сейчас находится дом по адресу Студенческая, 29, принадлежал монастырю. По всей видимости, этот участок подарил обители Иван Алексеевич Еренев.

В 1864 году при монастыре указом Священного Синода числились: священник, диакон и причетник. В 1903 году в монастыре появляется еще один священник.

По словам настоятеля храма, дом на Студенческой, 29, вероятно, принадлежал обители также из-за того, что именно сюда выходили главные – так называемые «Святые ворота» монастыря.

— С 1927 года в доме располагалось общежитие Томского политехнического института, здесь жили студенты, — рассказал житель Алексей Иванкин. - Потом, когда построили общежитие на Вершинина, здесь начали жить аспиранты и молодые сотрудники. Я получил эту квартиру как молодой сотрудник политеха.

Студенты жили в доме в течение пяти лет, после чего его заселили сотрудники университета.

Иоанно-Предтеченский монастырь

— История Иоанно-Предтеченской женской обители начинается с женской Иннокентьевской общины, которая была образована 155 лет назад, — поделился священник Евгений Маслич. — За организацией ее стояла инициатива нескольких частных лиц из Томска. Во-первых, инициатива Алексея Лаврентьевича Еренева, томского купца третьей гильдии, который еще в середине XIX века обратился к епархиальному начальству с прошением о постройке женского монастыря на собственные средства. Тогда эта инициатива не получила развития, и на некоторое время идея образования общины в Томске была отложена. Снова о женской общине заговорили в начале 60-х годов XIX столетия. Тогда томская купчиха Екатерина Ивановна Михеева, вдова, желая посвятить свою жизнь после смерти мужа богоугождению и доброделанию, принимает решение просить епархиального архиерея о благословении на создание в Томске женской общины, которая бы объединила христианок, ищущих святой богоугодной жизни.

Алексей Еренев и его сын Иван изначально подали прошение в строительный комитет о возведении храма и монастыря при нем в Заозерье. Согласования затянулись, и монастырь был построен в другом месте.

— Инициативу епархиальное начальство поддержало, — рассказал Евгений Маслич. — Екатерина Ивановна, будучи вдовой богатого томского купца, пожелала свои сбережения вложить в обустройство новообразованной общины. На ее средства были построены два первых монастырских корпуса, в том числе так называемый Белый корпус с домовой церковью пророка Иоанна Предтечи, построенный в 1867 году.

Так монастырь разместился в районе нынешнего студгородка в Верхней Елани. Первой настоятельницей общины и монастыря стала игуменья Евпраксия (в миру Екатерина Ивановна Михеева).

Монастырь владел большими землями, которую жертвовали меценаты. Всего было 11 участков, девять – в городской черте, два – за городом. Сын Алексея Еренева, Иван, построил по завещанию отца для монастыря каменный Успенский собор.

[gallery]

Екатерина Ивановна, будущая игуменья, на территории монастыря организовала приют и училище для девочек-сирот из духовного сословия. При следующей игуменье, Серафиме (в миру Фоектиста Долгих), на территории монастыря был построен Дом трудолюбия для помощи женщинам, попавшим в трудное жизненное положение. В Томске разразилась холера, которая унесла многие жизни, семьи оставались без кормильцев. Чтобы поддержать женщин, руководство монастыря и епархии принимают решение организовать Дом трудолюбия, который бы принимал женщин на свое попечение.

— Там они находили временный кров, — рассказал Евгений Маслич. — Кроме того, Дом трудолюбия организовал своего рода курсы для этих женщин. Находясь там, они могли обучаться ремеслам, в частности при Доме трудолюбия были организованы переплетная мастерская, типография и огород. Впоследствии появились ясли – здесь молодые женщины могли получить навыки обращения с маленькими детьми.

На первоначальном этапе истории обители в монастыре жило до 70 человек, в 90-е годы XIX века число насельниц доходило до 240. В начале XX века женщин было свыше 300. Правда, не все они были монахинями - большинство числились послушницами, готовились к постригу.

С революцией и сложными взаимоотношениями новой власти с православной церковью монастырь был втянут в череду неприятных событий. Так, у ворот женского монастыря был убит комиссар по борьбе с контрреволюцией. В начале 20-х годов монастыри закрывали – в 1922 году прекратил существование и Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

В 1927 году все корпуса обители передают университету под общежития. В районе бывшего монастыря размещается студгородок.

— К сожалению, не сохранился ни один храм обители, - рассказал священник, — даже домовый храм святого Иоанна Предтечи в здании по улице Студгородок, 5, которое называлось Белым корпусом. Хотя здание и сохранилось, но сейчас там располагается многоквартирный жилой дом. Отдельно стоящие храмы обители были разобраны в начале 50-х годов. Порой история коварна: они пережили самые страшные годы, когда абсолютное большинство храмов нашего города было уничтожено, когда духовенство было арестовано, многие верующие подверглись ссылкам, лагерям. Эти годы монастырские храмы выстояли, а в начале 50-х их все-таки разобрали.

В годы гонений верующие старались спрятать реликвии в другие храмы, которые не были закрыты. Именно поэтому, считает отец-настоятель, в двух работающих в XX веке и закрытых ненадолго храмах сохранилось наибольшее собрание дореволюционных икон (Свято-Троицкая церковь и Петропавловский собор).

По словам священника, идея восстановить монастырь в формате небольшой женской общины витала в воздухе в середине 90-х годов, но не сохранилось ни одного храма обители, и земля давно принадлежала другим структурам. Единственным монастырским зданием, переданным Церкви, стала бывшая трапезная (улица Студгородок, 4). Усилиями Томской епархии оно восстановлено. Сегодня здание занимают Церковно-певческая школа и домовая церковь святителя Феодосия Черниговского.

Единственный сохранившийся

По словам создателя проекта «Деревянное кружево России» Романа Петрушина, дом на Студенческой, 29, – единственный сохранившийся на улице из дореволюционной застройки.

Двухэтажный деревянный дом стоит на каменном цоколе. На крыше  уличного фасада расположен треугольный фронтон.

— Декор дома представлен только наличниками с простой резьбой, характерной для Томска, — рассказал Роман Петрушин. — Дом стоит на государственной охране. В 2014-2015 годах был проведен капитальный ремонт, укреплен фундамент, заменены сгнившие венцы, перебран сруб, сруб тамбуров, отремонтирована крыша, окрашены сруб, наличники, карнизы. Он является наглядным примером того, когда даже самый заурядный дом после ремонта может стать украшением улицы.

По словам Романа, дом является типовой застройкой.

— Вероятно, выполнял функцию доходного дома, - поделился он. - То есть минимальное украшательство. Это раньше район был задворками города, окраинами. Он не считался местом для богатых людей, поэтому дома здесь простые построены. На Учебной тоже все дома, которые были раньше построены, примитивные конфигурации имели. В настоящее время все снесено.


Назад в будущее: восстановили «рюшечки»

— Всю жизнь живу в деревянном доме, — рассказал житель Алексей Иванкин. — Сама улица тихая, спокойная. В деревянном доме жить экологически чисто. Я родился в доме на Гагарина, 44, кухтеринский дом старый. Три года назад дом на Студенческой, 29, немного отреставрировали, сделали фундамент и крышу.

По словам жильца, в доме сейчас проживают шесть семей. Из сотрудников политехнического института – всего три.

Дом, говорит он, практически не был изменен в ходе реставрации, только восстановили «рюшечки».

Житель отметил особенность дома, которую видно лишь со двора. Здание имеет дореволюционные пристройки в полбревна – в них располагались туалеты. Для города в дореволюционное время это было редкостью.


«Покажите мне самое сердце Томска», — однажды сказал один из гостей города.

Мы задумались и поняли, что сердце нашего города — большое, оно уютно раскинулось по разным его уголкам, и имя ему — деревянное зодчество. В проекте WoodTomsk мы рассказываем о 40 архитектурных объектах Томска деревянного. У каждого из них своя история, своя душа. Это первый проект, где на одной площадке вы сможете прочитать, послушать и посмотреть томские кружева сквозь объектив фотографа и рисунки художника. Это — атмосфера города. Это — Томск.

Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.

Автор: Александр Мазуров