За первые шесть месяцев 2009 года объемы кредитования значительно упали, та же тенденция наблюдалась и в начале второго квартала, но уже в июле наметился небольшой рост, который составил к августу текущего года 40 млрд рублей.
Директор Фонда «Российский микрофинансовый центр» Михаил Мамута, который представил свой доклад на пресс-конференции «Современные взаимоотношения банков — кредиторов и предприятий — заемщиков» отметил, что рост обеспечен главным образом юридическими лицами, в то время как по кредитованию предпринимателями без образования юридического лица по-прежнему наблюдается спад.
Поскольку основная часть малого бизнеса сосредоточена в сегменте индивидуального предпринимательства (70% ПБЮЛ от общего числа малых предприятий), то кредитования обеспечивается за счет средних предприятий, в то время как о тенденции восстановления сектора кредитования малого бизнеса говорить еще рано.
Такая безрадостная ситуация в сфере кредитования сложилась из-за того, что спрос на продукцию предприятий малого бизнеса значительно сократился. «Многие предприятия, которые могли бы получить кредитные ресурсы, не обладают возможностью реализовать свои товары, т.е. по сути деньги нужны только на перекредитование, а те, кому деньги на перекредитование не нужны, часто отказываются от получения кредитов, мотивируя это отсутствием спроса», — заверяет Михаил Мамута. Он советует прежде чем привлекать кредиты на развитие, необходимо реализовать товарные запасы.
В качестве примера он привел ситуацию, которая сложилась в Китае. Там, за последний год доля внутреннего спроса возросла практически вдвое благодаря активному развитию дешевого потребительского кредитования. Однако в России преобладает позиция, что стимулирование потребительского спроса в условиях нестабильного рынка может на уровне макроэкономики вызвать нежелательные инфляционные риски.
При такой позиции, считает Михаил Мамута, не стоит ожидать быстрого восстановления экономики. Однако по его прогнозу при неизменной ситуации на мировом рынке к концу 2009 года следует ожидать определенного восстановления спроса и, как следствие, роста объемов кредитования реального сектора, включая малый бизнес.