Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Движ с Серовым

Острая сатира или история настоящей любви: какой получилась «Эх, судьба, судьба косая…» от ТЮЗа?

19:40 / 18.10.20
4511

Рассказываем о том, каким получился первый спектакль после самоизоляции

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого.

Вчера, 17 октября, Томский ТЮЗ открыл новый театральный сезон. Как это водится у ТЮЗа, зрителей ожидал ряд мероприятий в фойе, где они могли оставить свои размышления о природе театра, послушать музыку и наблюдать за награждением. Словом, театр всячески старался создать ощущение торжества и праздника, ведь открытие сезона после такого затяжного молчания — это действительно очень важно. Премьерным спектаклем была выбрана «Эх, судьба, судьба косая…» по мотивам сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц», из которой театр не стал делать декадентную историю о любви и долге. Но обо всем по порядку.

Если посмотреть на синопсис спектакля, то можно немного растеряться при просмотре. Ожидая увидеть наполненную переживаниями и поисками лавстори с молодыми и незнающими жизни персонажами, перед зрителем открывается весьма дерзкая и яркая сатира на современный строй многих государств, где Россия абсолютно точно не является исключением.

В центре постановки двое возлюбленных — Серый и Фрося, два молодых зайца, которые решили вступить на сложный, хоть и не особо долгий для зайцев путь — семейную жизнь. Для того, чтобы все было хорошо, Серый убегает на заработки в дальний лес, где случайно становится предметом крайне концептуального спора двух высокопоставленных волков. На кон становится жизнь Серого, а в борьбу в его заячьей голове начинают вступать желание счастья брака и долг перед Законом природы.

Безусловно, следить за развитием очень честного и самоотверженного зайца — это любопытно и банально интересно, но сами авторы постановки во главу угла ставят крайне рискованные и дерзкие мысли волков, которые рассуждают о оправданной жестокости по отношению к зайцам. Разумеется, в этом случае зайцы — это простой народ, а волки — властный аппарат, причем очевидно, что это полиция или некие силовые структуры. Из их речей становится ясно, что оправданность людоедского отношения к народу — это необходимая мера, а сами они ребята вроде бы ничего. За каждым волком история, любовь к ближнему, забота о семье, но они вынуждены быть частью общего механизма, что отлично ложится на современные реалии.

При этом, особого акцента на подтекстах произведения не делается, если не вдаваться в глубину и не читать между строк, то это все еще занимательная, пусть и прямолинейная история, в которой от начала до конца все понятно и обосновано. Разумеется, в этом случае нельзя обойтись без минусов. Прямое повествование в какой-то момент становится слишком затянутым, а последний акт, по окончанию антракта, теряет в динамике. Тот случай, когда зритель уже понял, к чему все идет, но спектакль продолжает топтаться на месте.

По итогу получается очень динамичная, абсолютно смешная и даже трогательная история не столько о любви, сколько об ответственности и долге перед своими близкими, самим собой и даже государством. Актерская игра определенно на высоте. И в этом случае хочется похвалить не столь главных действующих лиц, а эпизодических персонажей зайца Митьку и волчьего солдата, которых сыграли Владимир Хворонов и Олег Стрелец. Без этих актеров спектакль определенно точно потерял бы многое, такими уж харизматичными и смешными вышли их герои.

Идти ли на «Эх, судьба, судьба косая…»? Определенно точно да! Здесь нет сложных драматургических приемов, разломов четвертой стены и уже привычного постмодерна в повествовании. Это абсолютно прямолинейный и доступный всем спектакль, и это отнюдь не минусы.