В субботу, 28 ноября, впространстве коллективной работы «Точка кипения – Томск» прошла независимаяконференция TEDxTomsk на тему «Покоряя глубины». Спикеры TEDxTomsk, представляющие разныесферы профессиональной деятельности, поделились, как они в своей жизни и работе«сдвигают» границы неизвестного и развивают «сенсоры», позволяющие видетьглубину и сложность современного мира.
В первом выступленииучастница научных арктических экспедиций, аспирантка НИ ТПУ ЕлизаветаКлеванцева рассказала о том, почему важно заниматься изучением Арктики дляпонимая климатических изменений, а также о своем опыте участия в двухтрансарктических экспедициях и личных впечатлениях от прохождения Северногоморского пути.
«Несколько десятилетийназад в Арктике были обнаружены метановые сипы, представляющие собой небольшиезоны, в пределах которых происходит активный выход газов с морского дна черезтолщу воды в атмосферу. В зонах их появления зарегистрирована аномальнаяконцентрация метана – одного из парниковых газов, которые дают весомый вклад впарниковый эффект на планете», — рассказывает Елизавета. По ее словам, впроцессе наблюдений в течение нескольких десятилетий выяснилось, чтоконцентрация метана увеличилась. Еще недавно вопрос таяния вечной мерзлоты былдискуссионным. «По анализу кернов мы выяснили, что вечная мерзлота деградирует.И сейчас мы занимаемся моделированием сценариев развития этих процессов», -пояснила Елизавета.
Спикер изСанкт-Петербурга, технологический предприниматель, генеральный директор креативногопространства «Люмьер-Холл» и основатель «Планетария №1» Евгений Гудов рассказало том, как организован достаточно сложный процесс – переработка мусора сиспользованием роботов и нейросетей. «У вас есть готовый дата-сет, где робот различаетбутылочку, баночку, алюминий, но когда вы приходите на реальный мусорныйконвейер, то там все едет вперемешку. Как обучить нейросеть действительноэффективно сортировать мусор? Мы эту задачу, можно сказать, решили», -рассказывает Гудов. По его словам, сейчас алгоритмы настроены на определение 27наименований, в том числе бутылок по цветам, банок, твердого пластика,алюминиевых банок, различных тетра-паков, а также молочного белого пластика.Робот работает в режиме 24/7. «Робот окупается за два года, это кардинальноменяет суть бизнеса. И это лишь одна сфера. Делать землю чище приятно иполезно. А что касается сортировки отходов дома, то это облегчает работу илюдям, и роботам. Сейчас мы проектируем завод будущего, который будетперерабатывать до 100% отходов во что-то полезное: или в энергию или газ», –уверен спикер.
Елена Никоноле, художникновых медиа из Москвы, независимый куратор и преподаватель университетов ИТМО,Иннополис, Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко рассказала о том, чтотакое искусство глубоких медиа и чем оно отличается от искусства новых медиа. «Искусствоновых медиа — это искусство, которое использует технологии как инструмент. Этоактивно развивающаяся область современного искусства, поскольку постоянновозникают новые технологии и новые жанры, новые виды искусства. Художники могутработать с генной инженерией, интернетом вещей, искусственным интеллектом, -говорит Никоноле. – А искусство глубоких медиа – это такой концепт, благодарякоторому мы можем увидеть в работах художников проявленные скрытые свойстваобъектов и явлений». По словам Елены, deep-медиа относится к контексту постгуманизма, то естьхудожники предлагают помыслить человека не как меру всех вещей, а как актора вдругом ряду таких же акторов – растений, животных, птиц, технологий и даже химическихэлементов.
Рассуждая о ролиискусства, спикер отсылается к мысли Маршалла Маклюэна: «Искусство действуеткак радар». «Оно является системой быстрого реагирования, которое позволяет обществуадаптироваться к новым технологиям», — поясняет художник новых медиа. По мнениюЕлены, основой задачей медиаискусства является предвосхищение и помощь людям впонимании скрытых основ технологий, их опасностей и потенциала.
Директор центра Herriot Watt НИТГУ Валерий Рукавишников рассказал в своем выступлении, как повышать сложностьпроектов и при этом обретать «устойчивость» своих действий, драйвить команду и делатьшаги в туман неопределённости. «Став руководителем, я столкнулся с шаблоном всвоей деятельности – “действие приносит деньги – повторяй действие”». По словамспикера, повторение этого шаблона не содержит никакого драйва, и вешняя средастала «намекать», что без изменений могут быть проблемы. «Первый шаг в компаниис большой неопределенностью мне позволил сделать мой опты работы в геологии. Мызапустили внутренний проект, он не требовал денег, но требовал умственных ивременных вложений. Через год он стал приносить результат. Если ваш проект хотьчуть-чуть интереснее и сложение того, что было до этого, то появляется особыйдрайв, который хочется повторить, — отмечает Валерий. – Сложность – это интерес».
Подводя итог, Валерийрассказал, что перейти на новые уровни сложности в работе смогли не все членыкоманды, а только те, кто был в состоянии осознанно инвестировать время в себя,свое развитие и людей вокруг. «Развитие и шаг в неопределённость – это и естьновый барьер сложности, который вы берете для себя», — заключил спикер.
Евгений Павловский, доцентматематического центра Академгородка из Новосибирского государственногоуниверситета рассказал в своем выступлении о том, что такое человек с точкизрения математической логики. «Все попытки описания человека были в основномлогические, пока не произошла революция в нейронных сетях. Логический подход привелнас к изобретению объектно-логического подхода в программировании. Но есть и нелогическийспособ – когнитивные навыки человека. Машинное обучение подтвердило, что ихтакже возможно моделировать: классификацию, прогнозирование, праксис(ориентация человека в пространстве) и так далее», — рассказывает Евгений.
Отвечая на вопрос, чтоже такое человек, спикер предложил свою версию ответа: «Человек – это свет», ане интеллект и даже не физическое тело. По словам Павловского, человек обладаетвсеми характеристиками света, поскольку свет это и волна, и частица, котораяквантуется при измерении. «Когда мы измеряем человека, например, знаешь тычеловека или нет, был он на лекции или нет, то мы по аналогии со светомквантуем его», — разъясняет Евгений.
Основатель иарт-директор Студии оптических иллюзий in[visible], медиахудожник, автор статейпо теоретической физике Вадим Эпштейн в своем выступлении подошел с другойстороны к искусственному интеллекту (AI — Artificialintelligence)и машинному зрению (MV- Machine Vision), предложив зрителям альтернативную расшифровку: AI – как искусственное воображение (imagination), а MV – как машинное видение. Спикер рассказало том, как нейросети могут по аналогии с детальностью человеческого мозга самисоздавать эстетически ценные визуальные продукты.
Вадим продемонстрировалвизуальный ряд из собственных работ по переносу стиля, известных по приложению Prisma, с добавлением математики исферической геометрии Римана. Привел примеры работ нейросетей StarGAN v2 и генеративных нейросетей Google, а также рассказал обэкспериментах с неправильным обучением сети, где сгенерированные образыпредставляют большую ценность с точки зрения эстетики и являют чистоетворчество самой сети.
«Что касается семантикисмысла, наполнения, один из первых примеров – техника DeepDream. где нейросеть усиливаетобразы, которых на самом деле нет, и это схоже с тем процессом, как формируютсявизуальные галлюцинации у людей. Тем самым мы можем моделировать процессывоображения, которые происходят в человеческом мозге. А смысловой глитч, когнитивнаясбивка – это достаточно распространенный прием, когда какие-то техническиенеполадки используются для создания эстетики. И когда мы переносим это навосприятие, это также обретает смысловую составляющую», — отметил Вадим.
Финалом мероприятиястало специальное музыкальное выступление «Музыка – глубина, которую нельзяизмерить» в исполнении дуэта врачей – нейрохирурга Андрея Байтингера ианестезиолога, нейрореаниматолога Владимира Корнилова.