Источник фото: vk.com/dramatomsk
Движ с Серовым

Между «Твин Пиксом» и Лавкрафтом: каким получился «Визит старой дамы» от Томской драмы?

16:34 / 01.04.21
2300

Рассказываем о премьере прошлого сезона

Мы в социальных сетях:

Работа с первоисточником в театре может быть разной: кто-то уходит в очевидный авангард и делает из текста постановку в самой новой театральной форме, а кто-то слепо следует оригиналу, воспроизводя его на сцене. В случае с «Визитом старой дамы» Томский драматический театр оказался ровно посередине, успев поиграть и с формой, и с содержанием. Получилось ли хорошо? Будем разбираться.

Сюжет у пьесы простой: в захолустный и обедневший городок Гюллен приезжает бывшая его жительница, самая богатая женщина планеты Клара Цаханассьян. В богом забытом месте у нее остались нерешенные дела и бывший возлюбленный, который и становится главным камнем преткновения. Ведь жителям Гюллена и его властям нужно только одно, чтобы бывший Клары, Альфред Илл, уговорил свою возлюбленную финансово помочь умирающему городку. Впрочем, у Клары свои взгляды на этот вопрос, она готова пожертвовать городу и жителям один миллиард взамен на жизнь Илла, предавшего ее в юности. И вот отсюда начинается очень сильный драматический майдгейм.

Буквально за одну сцену персонажи пьесы из побитых жизнью нищих простаков перевоплощаются в самых настоящих маньяков и преследователей, каждый из которых понимает, что нужно сделать, чтобы всем было хорошо, но переступить гуманистическую и правовую черту просто не в силах. И с этим в Драме справляются на ура. От персонажей начинает исходить буквально физическая угроза, которую ощутить можно даже в зрительном зале. Альфред становится вечной жертвой, охота на него началась, так что обычный городок превращается в сюрреалистичный, живущий по своей извращенной логике город из сериала «Твин Пикс», а местами вообще отдает «Тенью над Иннсмутом» Лавкрафта.

И такое напряжение продолжает идти за Иллом до самого конца первого акта, до самого занавеса невозможно понять, кто же в итоге осмелиться пойти на убийство, ведь уже весь город пропитан идей быстрого богатства ценой смерти одного-единственного человека. Все залезли в долги, стали жить в роскоши, ни в чем себе не отказывая, каждой покупкой приближая казнь все ближе и ближе. Но во втором акте напряжение спадает и в ход идут пространные философские беседы и смерть страха главного героя, он готов умереть, а история готова выйти на иной повествовательный уровень.

Несмотря на смену тональности и уходу от сюрреалистичного поведения, постановка не становится хуже или слабее. Новым уровнем становится разоблачение и осмеяние жителей Гюллена. В лучших традициях Экзюпери, постановщик вместе с автором текста потихоньку начинает уходить на поле гуманистической философии, где все пороки, от алчности и тщедушия, выходят наружу, а изначально виновный в предательстве Илл начинает выглядеть как жертва мира, в котором ему приходится жить.

Любопытно еще и то, что подобная травля отлично перекликается с нашей современной повесткой, где за грехи юности даже самые разумные и гуманные личности готовы бойкотировать и «отменять» человека везде, где только возможно. Вообще, культура отмены в этом спектакле показывает голову ни один раз, переворачивая полюса истории с ног на голову, делая из хороших плохих, а из плохих — приемлемых. Спектакль нарочито и подчеркнуто показывает, что любой фанатизм — это ужасно, а если он умножен на бедность и безысходность, то тогда самый ужасный поступок будет оправдан обществом. Ведь все понимают все, так что серая мораль и двойные стандарты правят бал.

В сухом остатке, даже если не углубляться во внутренние темы и резонанс с современной повесткой, при просмотре вы получите очень хорошо сделанный триллер, тревожность от которого не пройдет еще пару дней. Так что если вы думали, идти на «Визит старой дамы» или нет, то я надеюсь, что ответ в этом тексте был получен.