Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Уроки с роботом: томичи разработали программный комплекс для обучения детей

10:00 / 06.07.21
1821

Часть заданий можно выполнять и в общеобразовательных школах

Мы в социальных сетях:

Как признается кандидат педагогических наук Юлия Лобода, наукой она интересовалась с раннего детства. Любопытство, с которым смотрят на мир дети, она не смогла, да и не захотела искоренить. Преподаватель вуза и школьный учитель в одном лице, она увлеклась робототехникой и в 2014 году без отрыва от работы закончила магистратуру по направлению «Мехатроника и робототехника».

С 2017 года вместе с инвестором Константином Горбуновым она создала пять компаний. В одной из них команда разработала программный комплекс для занятий с детьми.  Почти все сотрудники этой организации — студенты. Как признается педагог, она чаще всего генерирует идеи. За их техническое воплощение отвечает команда студентов из разных вузов во главе с программистом Алексеем Немчаниновым.

О пути Юлии в науку и гениальной разработке рассказываем в подкасте:

Чему научит робот

Программно-аппаратный комплекс для обучения состоит из образовательной платформы, обучающего робота и нейроинтерфейса, который отслеживает состояние ребенка. Интерфейс представляет собой легкую конструкцию с сухими электродами. К нему прилагаются настроенная образовательная программа, которая отмечает успехи ребенка, и робот-посредник.

Он обеспечивает эффект присутствия, а образовательная платформа озвучивает слова: для многих детей важно, чтобы речь звучала. Программа учитывает индивидуальные данные и подстраивается под ребенка. Для этого используется искусственный интеллект. По совету специалистов разработчики также внедрили меню поощрений.  

Изначально комплекс изготавливался в помощь детям с РАС (расстройство аутического спектра). Как показывает практика, многие из них тянутся к гаджетам, к техническим новинкам и легко усваивают информацию с их помощью.

«Родителям особенных детей комплекс облегчает жизнь. Находиться с ребенком 24/7 —выматывает. В семьях особенных детей мама зачастую остается одна, поэтому родительское выгорание в таких случаях не редкость. Если есть возможность часть работы с ребенком организовать с помощью техники, зачем от этого отказываться?» — считает ученый.

Универсальная вещь

Со временем стало понятно, что комплекс — вещь универсальная. Педагоги разного профиля находили его полезным при постановке звуков, при подготовке дошколят к первому классу. С томским лицеем №51 компания подписала договор о сотрудничестве: студенты разработают в этом году блок с подготовкой дошколят и апробируют его на базе лицея.

Изначально разработчики задумывали работу с комплексом самостоятельно, без контроля взрослых. Нейроинтерфейс  должен был подавать родителям сигнал, если ребенок начинал испытывать тревогу при выполнении заданий. Но в итоге он постепенно внедряется в групповые занятия.

Сейчас совместно со школой «Интеграция» специалисты разрабатывают модель на английском языке, все же подходящую для индивидуальной работы.

Этично ли заменять живого педагога роботом? Ответ на этот вопрос для руководителя компании однозначен.

«Согласитесь, все разговоры современных  детей  так или иначе вращаются вокруг гаджетов. То, что они проводят с ними много времени, — неизбежно. И только от родителей зависит, будет его ребенок смотреть не слишком полезные ролики на youtube или заниматься образованием. Сделать эту сферу полезной – правильный и логичный шаг. Тем более, мы рекомендуем использовать комплекс не больше 20-30 минут за один раз. Мы не заменяем специалиста, наша разработка помогает ему и является техническим средством обучения», — убеждена Юлия Лобода.

В Томске особая атмосфера

Юлия убеждена: таких результатов, какие компания получила в Томске, нельзя было добиться в другом городе. С ней согласен и Алексей Немчанинов.

«Если нам нужен специалист в какой-то области – психология, медицина, нейросети, математическая аналитика – мы всегда можем его найти и привлечь. Да и в целом в Томске особая атмосфера. На научной конференции ты можешь высказать любую идею и всегда найдешь на нее отклик. Думаю, так свободно, как в Томске, нигде себя больше чувствовать не буду», — комментирует Лобода. 

У компании были возможности передать технологию зарубежным партнерам и развивать программный комплекс только за границей. На сегодня она имеет филиал в Барселоне, сотрудничает с Шанхайским технопарком.

На вопрос, хотят ли они переехать за рубеж, Юлия и Алексей отвечают по-разному.

«Пока нам не предлагают более выгодных условий, чем у нас уже есть. У нас должна быть уверенность, что мы сможем там найти сотрудников или перевезти своих. Словом, должно сложиться много факторов. Но мысли переехать за рубеж, действительно, посещают», — признается программист Алексей Немчанинов.

Юлия Лобода не готова связывать свои научные изыскания с другой страной.

«Мы готовы к сотрудничеству с зарубежными коллегами. Но научные разработки я намерена продолжать в России», — подытоживает Юлия Лобода.


Больше историй об уникальных разработках томских ученых и предпринимателей смотрите в нашем проекте «Запатентовано. Сибирь».