Источник фото: Владимир Дударев/Томский ТЮЗ
Движ с Серовым

Гуманизм в христианской семье или спасительная комедия: как прошла лаборатория детского театра в Томском ТЮЗе?

21:04 / 10.10.21
3770

Сделали сразу три рецензии в одном тексте

Мы в социальных сетях:

В воскресенье в Томском театре юного зрителя прошла лаборатория актуального детского театра, в которой трем режиссерам и труппа ТЮЗа предстояло разработать и поставить сразу три эскиза детских и подростковых спектаклей. Куратором события выступил театральный режиссер Дмитрий Акимов.

С 27 сентября по 3 октября молодые российские режиссеры Ольга Обрезанова. Артем Устинов и Леонид Прокофьев занимались разработкой трех эскизов по произведениям «Королева стендапа» Йенни Йегерфельд, «Книга всех вещей» Гюса Кейера и «Я не тормоз» Нины Дашевской. Каждый из режиссеров выложился на полную, представив маленьким зрителям и их родителям совершенно непохожие друг на друга по настроению эскизы. Нашлось место и ламповой истории отношений маленького мальчика с его мамой, действие которого происходило в непривычных театральных локациях, и для смешной, а иногда тяжелой подростковой драме о принятии потери близкого человека, и для крайне философского и гуманистического высказывания о Боге и любви в семье. Но обо всем по порядку.

«Я не тормоз» от Леонида Прокофьева

Самый, пожалуй, детский спектакль из представленных в воскресенье рассказывал историю мальчика по имени Игнат. Он обладает мощным воображением, склонен записывать все свои мысли в блокнот, сочинять стихи и очень сильно любить свою семью. По сути, вся постановка — это один монолог Игната, который прерывается другими актерами, а само действие происходит в холле ТЮЗа, буквально забирая зрителя с собой в легкое и интересное приключение.

Игнату предстоит найти друзей, узнать цену ответственности за близких и почувствовать то, как взрослым может быть страшно решиться на то или иное событие в их жизни. Из-за своей формы реализации постановка получилась максимально дружелюбной и интерактивной, потому что определенные ее элементы направлены на непосредственное взаимодействие персонажей постановки и зрителей, по большей части детей, разумеется.

Впрочем, минусов в таком виде повествования тоже хватает. Поскольку вся постановка — это лишь набор разных эпизодов из жизни маленького мальчика, то увидеть какую-то одну общую сюжетную линию может быть сложно, из-за подобного способа рассказывать историю начинает казаться, что она вовсе необязательная и не стоит такого количества времени. Также внимание по пути зрители могут потерять из-за неправильно распределенных локаций, потому что если эпизод происходит на условной лестнице, то части зрителей ничего не будет видно, что тоже влияет на общее восприятие постановки.

В целом же получилась весьма себе креативная, не лишенная оригинальных ходов и интересных идей история, которая определенно точно может являться экспериментом, а вот получит ли он свое продолжение — большой вопрос.

«Королева стендапа» от Ольги Обрезановой

Вторая постановка лаборатории показала себя более целостной и собранной историей, в которой даже понимание того, что перед зрителем всего лишь эскиз, пропало насовсем. Настолько профессионально и комплексно подошли режиссер и актеры к реализации идеи. Повествование идет от лица 12-летней девочки Саши, которая с виду самый обыкновенный подросток. Она учится в школе, веселится с подругой, шутит над учителями, ходит в зоопарк, мечтает и фантазирует о разном, однако выясняется, что за душой у девочки большое горе — ее мама покончила с собой, нанеся таким образом серьезную травму ребенку. И теперь Саша совершенно не хочет быть похожей на нее, она создает список своеобразных заповедей, в которых действует наперекор всему, что когда-то делала ее мама. Перестает читать книги, отказывается привязываться к животным, остригает себе волосы и готовится стать самой настоящей королевой стендапа, ну или же comedy queen.

И вот такой ход явно выводит эскиз на новый уровень восприятия. Несмотря на юный возраст зрителей, современная медиасреда не оставила шанса на то, чтобы такой популярный жанр, как стендап, прошел мимо молодой аудитории. Дети понимают, о чем идет речь, они осознают, кем хочет стать Саша, могут поставить себя на место тревожного и сомневающегося подростка, так что по уровню воздействия на зрителя «Королева стендапа» уходит в полный отрыв.

Добавить к этому стоит и крайне оригинальный подход режиссера к способу рассказать историю. Она намеренно вводит дополнительного персонажа  — Человека с юмористической жилкой, который способен разрушать четвертую стену и быть комедийным продолжением главной героини. К тому же он играет на барабанах и гитаре, создавая своеобразный вымышленный мир в голове Саши, погружая зрителя в ее мечты и рассуждения с новой силой.

Разумеется, нашлось место и для минусов. Таковым можно посчитать темп постановки. В попытках охватить как можно больше ключевых и действительно важных моментов из первоисточника, режиссер разогнала повествование до слишком высоких скоростей, так что не всегда получается зафиксироваться на том или ином моменте, чтобы прочувствовать полноценный вес и важность творящихся событий.

Тем не менее «Королева стендапа» — это практически готовый и собранный спектакль, в котором каждый из придуманных элементов и выбранных решений стоит на своем месте и создает по-настоящему живую и трогательную историю, которая в один и тот же момент нравится как детям, так и взрослым.

«Книга всех вещей» от Артема Устинова

Третья постановка поначалу поставила в тупик, потому что даже открывающая мизансцена показалась слишком взрослой, крайне атмосферной и даже в какой-то степени пугающей. Перед зрителями на стуле сидел мальчик по имени Томас, слушая, как голоса с разных сторон зовут его, а осенний ветер закидывает в окно листья. Никто на тот момент еще не понимал, что режиссер решил показать детям достаточно  сложную и возрастную философскую притчу об истинном гуманизме и вере в Бога.

Мальчик Томас живет со своей семье, матерью, сестрой Марго и радикально религиозным отцом-тираном, который часто наказывает Томаса за его проделки и поднимает руку на свою жену. Разумеется, речь тут пойдет о своеобразном искуплении отца и крайне стремительном, но безумно романтичном взрослении главного героя. Режиссеру удалось показать хоть и молодого, но абсолютно точно мечтательного героя, который местами может показаться наивным или ранимым, но бесконечно чувственным и любящим людей: от своей мамы до одноклассницы сестры с кожаным ножным протезом.

Все это замешивается с вопросом оправдания религией своих плохих поступков, борьбой с шовинизмом и несправедливостью сложившихся жизненных реалий. В этот момент можно подумать, что для ребенка все эти пласты и уровни произведения могут показаться слишком сложными и утомительными, но режиссер грамотно разыгрывает имеющиеся у него на руках карты, чтобы показать, что главный герой хороший, а его отец — плохой. При этом не проговаривая это как очевидные вещи, а показывая и рассказывая.

Также похвалить стоит общую подготовку сцены и актеров. Каждый выучил текст, были подобраны костюмы, локация, общий интерьер и необходимый реквизит. Все это помогает проникнуться тихой меланхолией и яростным протестом одного маленького мальчика, который хотел защитить свою маму и стать по-настоящему счастливым человеком.