Fitch Ratings завершило пересмотр суверенных рейтингов 17 крупнейших стран с развивающейся экономикой, которые имели суверенные рейтинги инвестиционной категории, и сегодня понизило суверенные рейтинги Болгарии, Венгрии, Казахстана и Румынии. Кроме того, прогнозы по рейтингам ЮАР и России были пересмотрены со «Стабильного» на «Негативный».
Долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной валюте Болгарии и Казахстана были понижены с уровня «BBB» до «BBB-» (BBB минус) со «Стабильным» и «Негативным» прогнозом соответственно. Долгосрочный РДЭ Венгрии в иностранной валюте понижен с уровня «BBB+» до «BBB», а прогноз по рейтингу изменен с «Негативного» на «Стабильный» с учетом пакета мер, предпринимаемых с участием МВФ. Долгосрочный РДЭ Румынии в иностранной валюте понижен с уровня «BBB» до «BB+» с «Негативным» прогнозом, на фоне увеличения риска серьезного экономического и финансового кризиса.
Прогнозы по рейтингам четырех стран – Кореи («A+»), Мексики («BBB+»), России («BBB+») и ЮАР («BBB+») – изменены со «Стабильного» на «Негативный», а прогнозы по рейтингам Чили («A») и Малайзии («A-» (A минус)) пересмотрены с «Позитивного» на «Стабильный».
Европейские страны с развивающейся экономикой являются наиболее уязвимыми среди развивающихся рынков перед лицом ухудшения глобальной финансовой и экономической конъюнктуры. Это связано с тем, что многие из этих стран имеют большой дефицит счета текущих операций и относительно высокие уровни внешнего краткосрочного долга. В результате они подвержены снижению потоков капитала и средств на финансовых рынках (в том числе от зарубежных материнских банков). Среди прочих факторов, которые усиливают уязвимость региона, – наличие существенных валютных разрывов на балансе, относительная открытость торговли, а в случае Казахстана и России – уязвимость к снижению цен на сырьевые товары.
С начала кредитного кризиса в августе 2007 г. Fitch понизило рейтинги в иностранной валюте девяти европейским странам с развивающейся экономикой, в совокупности на 11 уровней, в то время как было проведено лишь три повышения. Более того, восемь стран имеют «Негативный» прогноз по рейтингам (рекордный уровень для региона), и ни одна из стран региона не имеет «Позитивного» прогноза по рейтингам, что указывает на сохранение давления на рейтинги в сторону понижения.
Венгрия. Понижение рейтингов отражает серьезность рецессии и корректировки макроэкономического дисбаланса вслед за кризисом, а также сопутствующие риски для государственных финансов и риски, связанные с валютными разрывами в частном секторе. Однако пакет поддержки с участием МВФ в размере 20 млрд евро в значительной степени снимает риски внешнего финансирования и ликвидности и обусловливает «Стабильные» прогнозы по рейтингам.
Болгария. Понижение рейтингов отражает усиление риска рецессии в ответ на заметное сокращение потоков внешнего финансирования, что потребует резкого сокращения внутреннего спроса для сдерживания дефицита счета текущих операций. Однако с учетом сильного государственного баланса (крупные финансовые резервы означают, что чистые финансовые обязательства государства фактически равны нулю) и общего намерения придерживаться режима валютного управления (currency board arrangement), Fitch полагает, что риск перехода рецессии в более глубокий экономический и финансовый кризис в среднесрочной перспективе является ограниченным и соответствует «Стабильному» прогнозу.
Румыния. Понижение на два уровня отражает обеспокоенность Fitch относительно макроэкономической политики в стране и способности избежать серьезного экономического и финансового кризиса. При увеличении дефицита счета текущих операций, который, как ожидается, превысит 14% ВВП в этом году, и на фоне чрезмерного роста кредитования, Fitch считает, что требуется гораздо более существенная корректировка проводимой политики, особенно в налогово-бюджетной сфере, чтобы избежать валютного кризиса. С учетом валютных разрывов на балансе в частном секторе такое развитие ситуации может потребовать существенной внешней финансовой поддержки от международного сообщества для предотвращения суверенного кредитного кризиса. Прогноз по рейтингам «Негативный».
Казахстан. Сильные позиции государственного баланса по-прежнему обуславливают инвестиционный уровень рейтинга (страна является нетто-кредитором при очень низком уровне валютного долга). Однако способность страны управлять кризисом внутренней банковской системы ослабляется ввиду мирового финансового кризиса и падения цен на сырьевые товары, что обуславливает понижение на один уровень и «Негативный» прогноз. Несмотря на значительные меры поддержки со стороны властей Казахстана, качество банковских активов ухудшается вслед за резкой остановкой притока капитала летом 2007 г. и резкой коррекцией на рынке недвижимости. Банковский сектор представляет собой существенное условное обязательство для государства, и оказание поддержки банкам в сочетании с намерением поддерживать стабильность курса тенге в высоко долларизированной экономике на фоне более низких цен на нефть потенциально может привести к оттоку государственных валютных активов и ослаблению государственного баланса.
Россия. Исключительно сильные позиции государственного баланса дают возможность принимать меры по стабилизации банковской системы и фактически финансировать выплаты по внешним/валютным обязательствам корпоративного и банковского секторов. Однако возможности для маневров в проводимой политике ограничены ввиду риска оттока депозитов и бегства капитала, а также системными недостатками банковской системы и относительно высокой инфляцией. Более того, снижение цен на сырьевые товары также негативно повлияет на государственный баланс и затруднит принятие ответных мер с учетом давления на реальный курс рубля в сторону понижения.
ЮАР. Рейтинги поддерживаются относительно сильной банковской системой – в отличие от других рассматриваемых стран, банкам не требуется финансовая поддержка со стороны государства – и с надежной макроэкономической политикой, включая такой фактор, как плавающий валютный курс. Резервный Банк ЮАР не проводил интервенции на валютных рынках для поддержки курса рэнда, и экономика страны в целом не имеет валютных разрывов на балансе, как в частном секторе, так и на государственном балансе. Однако дефицит счета текущих операций на уровне свыше 7% ВВП, который в значительной мере финансируется за счет портфельных потоков, означает существенное увеличение риска резкого спада и даже рецессии с учетом ожидаемого снижения потоков капитала и финансовых потоков на развивающиеся рынки. Более того, сложности проводимой политики усиливаются по-прежнему относительно высокой инфляцией, и в случае рецессии готовность властей придерживаться проводимой макроэкономической политики может быть подвергнута проверке.
Дэвид Райли, глава глобальной аналитической группы Fitch по суверенным эмитентам, отмечает: «Существенное изменение глобального экономического и финансового прогноза означает значительные сложности для стран с развивающейся экономикой в области реальной экономики и политических решений. Органы, отвечающие за проведение соответствующей политики, на развивающихся рынках имеют гораздо меньшее право на ошибку, чем в так называемых развитых экономиках. В то же время страны с развивающейся экономикой сейчас имеют более выгодные позиции для разрешения таких сложностей, чем когда-либо ранее. Тем не менее, риски экономического и финансового стресса, который может оказать отрицательное воздействие на суверенную кредитоспособность, увеличились, и это отражается в перспективном мнении, выраженном в принятых сегодня рейтинговых действиях».
По материалам Fitch Ratings.