Источник фото: Томск.ру; tomsk1604.ru
Интересное

Медик архитектуры: реставратор Елена Хатажукова о том, как собирается «анамнез» старинных домов

10:00 / 12.11.21
2341

Цель программы – вернуть Томску аутентичность старинной застройки

Мы в социальных сетях:

Истинный облик зданий, восстанавливаемых по программе «Дом за рубль», часто бывает утрачен, и самые старые фотографии – в лучшем случае советского периода… При этом цель программы – вернуть Томску аутентичность старинной застройки. Как «расследуют» архитектурную историю дома и откуда появляются яркие цвета фасадов, в специальном проекте Томск.ру рассказала главный специалист комитета по сохранению исторического наследия Томска Елена Хатажукова.

Елена Хатажукова – реставратор с почти 20-летним стажем, 13 лет работала в «Сибспецпроектреставрации», участвовала в возрождении памятников деревянного зодчества в центре Томска в начале 2000-х годов. Последние пять лет работает в комитете по сохранению исторического наследия департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, через нее проходят все проекты восстанавливаемых старинных домов, в том числе по программе «Дом за рубль».

— Елена Юрьевна, вы курируете программу «Дом за рубль» с самого начала – с 2017 года. За это время были сданы или готовятся к сдаче с десяток домов. У вас есть среди них любимый?

— Я считаю, что самый удачный пример – это Кирова, 27а. Там использованы старые бревна, даже рубка со сложным замком, как раньше. Его очень долго собирали, и получился практически классический деревянный дом. А для меня в проекте «Дом за рубль» самое важное, чтобы точно была передана архитектурно-художественная наружность дома.

Инвестор Евгений Меняйло сумел сохранить уникальные элементы – наличники все «родные», под крышей есть интереснейший трафарет. Он был сделан необычным способом – травлением: чем-то горячим узор выжигали на подкарнизной части. Евгений Анатольевич повторил его в виде рисунка.

Единственное, этот дом не очень удачно покрашен – я бы выбрала другой цвет. Но к моменту покраски было решено столько сложностей, и инвестор так устал, что я перестала сопротивляться – бежевенький так бежевенький…

«Для воссоздания наиболее близкого к историческому облика дома я пользуюсь реставрационными приемами – работой с аналогами, которыми могут быть как сохранившиеся элементы на самих объектах, так и библиографические аналоги – исторические фотографии. В качестве аналога могут использоваться и сохранившиеся здания, имеющие схожую архитектуру и малую степень утрат архитектурных элементов», — рассказывает Елена Хатажукова.

— С цветом домов всегда очень интересная история. Евгений Калугин, восстановивший голубой дом на Октябрьской, 30, рассказывал: исторический цвет краски нашли в затеках между старыми досками…

— Да, с этим домом мы действительно очень хорошо попали в исторический вид.  Причем изначально в проекте он тоже должен был быть «бежевеньким», с белыми лопатками (декоративные элементы, которые подчеркивают угол). А бежевый цвет не садится на этот дом, как ни крась! Он получается унылым пятном. Пришлось ехать на склад, где на тот момент лежали  детали, снятые с дома. Я уже просто в отчаянии перебирала старые доски – вообще не было варианта, как красить. Ковыряла, шкрябала, щепила — и вдруг мне попалось голубое пятно. Это был фрагмент очень старой краски, когда-то затекшей между досок.

Первая мысль: в жизни бы не подумала на этот цвет! А  потом вспомнила картину художника Шиловского, рисовавшего дом на Карташова,23а (к нашему времени утерянный, к сожалению): он был похож на Октябрьскую по структуре фасада, и основной цвет там был  разбавленный ультрамарин  (и белые лопатки).  Вернулась на работу и начала в «Пэйнте» набрасывать варианты оттенков. Когда первый раз отправила свое видение цвета проектировщику, он переспросил: «Вы уверены?». Наш рабочий файл с проектом потом назывался  «цвет настроения – синий». Кстати, местные жители не сразу приняли новый вид дома – нам даже приходили анонимки «перекрасьте в нормальный цвет!».

«На рисунке Шиловского мы увидели также парапетное ограждение на доме, которое позже появилось и у нас (в первоначальном проекте его не было). Архитектуру взяли с аналогичного дома, ориентируясь на советскую фотографию того, как это раньше выглядело на Октябрьской», — рассказывает Елена Хатажукова.

— Цвет-то в итоге исторический?

— Он был не такой яркий – больше сиреневато-голубоватый. Мы сделали чуть ярче, и это решение село. Также там интересное решение с наличниками. Стереотип какой: поле наличника темнее, выступающие детали светлее. А на Октябрьской, 30, у нас покрашено совершенно наоборот: выступающие детали темные. И очень хорошо смотрится!

— А как вы решились на эксперимент?

— Это тоже было найдено в результате тщательного изучения слоев краски на сохранившихся наличниках с дома. К тому же у меня есть коллекция старых снимков, где даже на черно-белых фотографиях можно увидеть градацию по цвету. И на них есть примеры классических томских домов с наличниками, покрашенными именно так, как мы это сделали на Октябрьской.

Также подобрать цветовое решение помогает подборка рисунков томских архитекторов 1910-1920-х годов, добытая из фонда краеведческого музея. В этой подборке есть интересные розовые дома – это у меня еще в планах…

В усадьбу Акулова на углу улиц Гоголя и Никитина входит четыре дома, которые восстанавливают инвесторы Алексей Альпет и Андрей Зорин. По каждому принято разное цветовое решение – один будет синий, другой светло-зеленый, третий песочный, в четвертом будет оставлено голое бревно.

— Для вас, как профессионала, в чем главная особенность томского деревянного зодчества?

— Скажу даже не как профессионал, а как томичка. С детства я ходила по Ленина, Кирова, Мельничной, Войкова, Водяной, и меня поражал резной декор. Засматривалась на все эти карнизы, наличники… Резьба в Томске очень богатая, мне она всегда напоминала изморозь на окнах. А еще меня поражало, как искусно работали мастера. Ведь есть много важных нюансов, например, если расположить доску не вертикально, а горизонтально, то тонкие элементы резьбы раскрошатся от того, как расположить доску для разных орнаментов, будет зависеть сохранность тонких элементов резьбы.  Сейчас так не умеют.  Я по мере сил помогаю реставраторам. Хотела быть медиком для людей, стала медиком для домов…

— Но постепенно все равно появляются примеры удачной работы с деревом: Алексей Будников открыл свою столярку для изготовления наличников, Александр Беликов восстанавливает их на своей фабрике…

— Согласна, постепенно появляются хорошие специалисты в этом направлении. У инвесторов складывается взаимодействие, они «обмениваются» бригадами. Например, мне очень нравится, как работает с карнизом и с кирпичом Алексей Дубов (инвестор дома на Фрунзе,32а), его уже привлекали на другие проекты – на Кирова,27а, на Кривую,8.  И это хорошо: можно надеяться, что благодаря «Дому за рубль» реставрация как специальность действительно начнет возрождаться.


Все выпуски можно найти здесь.