Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

О книжных пиратах, графомании и современной литературе: разговор с томским писателем Романом Верховским

10:00 / 01.12.21
1882

Роман совсем недавно попал в шорт-лист российского литературного конкурса имени Станислава Лема

Мы в социальных сетях:

Современные писатели, как и все современное искусство, может вызывать шок и трепет у читателя, но это лишь на первый взгляд. Если разобраться чуть детальнее, то за большим количеством непонятных и намеренно сложных постмодернистов можно найти не менее большое количество авторов, которые пишут про обычных людей, их чувства и эмоции.

Но во всем этом еще нужно разобраться. Так, в рамках национального проекта «Культура» существует федеральный проект «Творческие люди», который направлен на развитие отдельных людей искусства в различных областях творчества. Определенно точно одним из таких творческих людей можно назвать томского писателя Романа Верховского, который совсем недавно попал в шорт-лист российского литературного конкурса имени Станислава Лема.

Я НАЧАЛ ЧИТАТЬ РАНО И ОЧЕНЬ МНОГО. И все время мне папа пытался подсунуть «Трудно быть богом» братьев Стругацких. Но мне же всего пять лет было! Это тяжело для ребенка, так что я не прочитал, как и всякие «20 000 лье под водой» Жюля Верна.

ПЕРВАЯ КНИГА, КОТОРУЮ Я ПРОЧИТАЛ, НАЗЫВАЕТСЯ «МЕГАЛОДОН». Это было суперфэнтези про огромную акулу, которая всплыла из глубины, потому что в Марианской впадине что-то разморозилось.

В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ МНЕ ТОЖЕ ЗАХОТЕЛОСЬ НАПИСАТЬ СВОЕ ФЭНТЕЗИ. Сделал что-то от руки, показал родителям, получилось классно, но значения никто не придал. Дальше, для того чтобы научиться быстро писать в чатиках, лет в 12-13 я начал на клавиатуре писать фэнтези, стихи.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА – ЭТО КЛАССНО. Когда я был маленьким, у нас в Томской области был детский литературный конкурс «Пегас». И всех детей, которые писали для конкурса, привозили с районов в Томск. Отправляли из самых отдаленных городов и сел, кого-то даже на самолете. И это была потрясающая история, ведь писатели, которые участвовали в жюри конкурса, общались с тобой как с автором, говорили на равных. И это была невероятная поддержка.

РАСТИТЬ ПИСАТЕЛЕЙ С ДЕТСТВА – ОЧЕНЬ ВАЖНО. Необходимо культивировать это в ребенке, оказывать поддержку. Писатель – это работа для одного, и когда тебе говорят, что это не напрасно, когда сам видишь, что получается, что есть другие такие же ребята, то все это мотивирует.

КАЖДЫЙ ВТОРОЙ В РОСИИ – ПИСАТЕЛЬ. Если мы зайдем на какие-нибудь специализированные писательские порталы, то найдем там множество авторов. Кому-то из них уже 50 лет, кому-то 15, но они все там сидят и что-то выкладывают. Но их мало кто читает, хотя сами они думают, что пишут классно. Наверняка есть те, у кого действительно классно.

РАНЬШЕ БЫЛ ОЧЕНЬ ЖЕСТКИЙ ОТБОР. Все начиналось с региональных литературных журналов и отделений Союза писателей России, потом все переходило на федеральный уровень. И так проходил отбор писателей от простых графоманов. Дальше автор создавал какой-то большой роман или сборник рассказов, а другие писатели подтверждали его квалификацию.

ЕСЛИ ТЫ ИЗДАЕШЬСЯ В БОЛЬШОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЖУРНАЛЕ, то ты уже точно не графоман. И не важно, что эти журналы читают в основном другие писатели.

ЭТО ИСТОРИЯ ПРО ПРИЗНАНИЕ. Таким образом, любой писатель из региона может начать двигаться дальше. И этот полный путь писателя в России до сих пор существует, у нас нет таких агентов, как на Западе, которым бы ты вручил свое произведение, и им бы уже вместо тебя занимались. У нас иной путь, он не поменялся, и это, возможно, хорошо.

В РОССИИ НЕДОСТАТОЧНО ПРИЗНАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ КРИТИКОВ. Потому что я навскидку могу сказать только про одного – Галину Юзефович. Она вообще везде: на Facebook, в Telegram, на Яндекс.Дзене, в «Вечернем Урганте». Вроде бы и идет это литературное просвещение, но одного человека недостаточно.

КРИТИКОВ НУЖНО СЛУШАТЬ. Они всегда пишут о чем-то важном и по делу.

СОЮЗЫ ПИСАТЕЛЕЙ ЕСТЬ ВЕЗДЕ, И СВОЮ РАБОТУ ОНИ ДЕЛАЮТ. Они выполняют функцию просвещения и продвижения каких-то более юных и талантливых писателей. Как это было с произведением «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова. Автор из Екатеринбурга, просто принес свою работу в местный Союз писателей, ее в итоге издали, отправили на конкурс в Москву, где она получила свою известность [В 2021 году в прокат вышла экранизация «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова. – Прим. ред.].

ИНТЕРНЕТ ОЧЕНЬ ОБЛЕГЧИЛ ПРОДВИЖЕНИЕ ПИСАТЕЛЕЙ.

РЕГИОН НИКОГДА НЕ ИМЕЛ ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ. Писатель всегда двигался по определенному пути, неважно, кто и где что пишет.

БУМАЖНЫЕ КНИГИ ВСЕ ЕЩЕ ВАЖНЫ. Особенно для начинающих писателей и поэтов. Для тех, кто выпускает очень маленькие тиражи. Электронную версию может посмотреть и скачать примерно 1000 человек. Но это просто скачивание, после которого не факт, что кто-то будет читать. Но, продавая бумажную книгу, я заметил, что людям важно ее прочитать, особенно если есть автограф писателя.

РАНО ИЛИ ПОЗДНО ОБЫЧНЫЕ КНИГИ ПРЕВРАТЯТСЯ В МЕРЧ. Я не понимаю людей, которые говорят, что им важно читать только бумажные книги. Печатные книги могут, наоборот, быть неудобными. Вот недавно, перевели «Бесконечную шутку» Дэвида Фостера Уоллеса, в книге более тысячи страниц. Ее просто неудобно читать физически. Я купил ее, но читал только в электронном варианте.

БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ — ПИРАТЫ В ИНТЕРНЕТЕ. Есть такой сайт – «Автор Тудей», там издаются молодые авторы фэнтези, фантастики, бояр-аниме, литРПГ. Там огромная база читателей. Книгу может прочесть 100 000 человек, и ее купят за условные 150 рублей, из которых 100 рублей получит автор. Туда ушли Лукьяненко, Перумов, появились новые имена, миллионы прочтений книг. И вот их убивает пиратский сайт [бесплатная некоммерческая онлайн-библиотека. На этом сайте можно бесплатно читать, скачивать. –Прим. ред.]. Как только книга там выходит бесплатно, которая и так стоит не очень много, то у авторов сильно падают продажи. Если раньше они могли спокойно себе жить, путешествовать и писать новые циклы, то пираты делают ситуацию только хуже.

МЕСТО РОЖДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ВЛИЯЕТ НА ЛИТЕРАТУРУ. Как по мне. Единственное, можно привнести в произведение что-то локальное, и это хорошо. В том числе для рынка. Так поступает Netflix сейчас. Они просто покупают локальные сериалы и показывают всему миру. Всем нравится смотреть на Корею в сериале «Игра в кальмара», на Россию в сериале «Эпидемия». Поэтому с условных Васюганских болот точно можно что-то привнести в литературу. Плюс Томск безумно культурный город. Здесь очень много образованных людей, тут культура в целом выше, чем во всей Сибири. И этот уровень позволяет находить читателя не только в России, но и в Томске.


Перед вами проект «Культурный тренд». В нем мы попытаемся разобраться, что же происходит с культурной жизнью Томска сейчас, в далеко не самое спокойное время. Интервью, разборы, новости – ищи больше здесь.