Договор франчайзинга — это юридически значимое соглашение о покупке/продаже франшизы. Договор предоставляет возможности использовать популярный бренд сторонней бизнес-структуре на указанных в документе основаниях. В России часто применяют термин «коммерческая концессия» для обозначения подобной сделки. Основные требования при заключении франшизы, стоимость и виды контрактов будут описаны в данной статье.
Что можно передать по договору франчайзинга?
Франчайзер (владелец торгового знака) имеет право распоряжаться интеллектуальной собственностью по собственному усмотрению. Франчайзи (получатель права применения) может выбирать бренды на заявленных условиях и в интересующей его сфере предпринимательской деятельности.
Предметом договора могут становиться охраняемые гражданским правом объекты:
- товарный знак (бренд);
- поставка товара и реализация продукции;
- ноу-хау, коммерческая тайна и секреты производства;
- консультирование, обучение персонала;
- использование базы знаний и IT-системы проекта.
Договор франчайзинга может касаться одного или нескольких категорий права, принадлежащих франчайзеру.
При покупке франшизы могут заключаться следующие договоры:
- коммерческой концессии;
- лицензионный;
- на оказание услуг;
- на поставки;
- агентский договор.
Правила позволяют подписать не типовой, а рамочный (партнерский) договор франшизы. Подобный документ предусматривает разноплановые условия взаимодействия, не подходящие под перечисленные виды контрактов.
Как составить договор франшизы?
Обе стороны договора франчайзинга заинтересованы в том, чтобы положения документа полноценно защищали их интересы. Каждое соглашение имеет свои особенности, связанные с направлением сотрудничества и выдвинутыми участниками требованиями.
Общие положения по передаче прав:
- в договоре упоминаются правообладатель и покупатель. Иностранные термины не используются;
- владелец марки может передавать права только ЮЛ или ИП, но не частным лицам;
- договор становится легитимным после регистрации в Роспатенте.
Права и обязанности сторон, предмет и условия соглашения, форс-мажорные обстоятельства и иные правоустанавливающие моменты обязательно должны быть в договоре.
Важно понимать, что после подписания договора франшизы исправление и внесение корректировок происходит намного сложней. На практике франчайзинговый договор подготавливает юрист, имеющий практический опыт в данном сегменте права. Самостоятельно сложно учесть все возможные нюансы составления договора франшизы. Специалисты компании «Амигдала» разработают грамотный договор по вашим требованиям, проведут процедуру подписания и регистрации, что позволит минимизировать риски.
Дополнительно: На официальном сайте компании можно подробнее ознакомиться со стоимостью и условиями оказания услуги по составлению и регистрации договора франчайзинга.
Условия договора франшизы
Двухсторонний договор должен соответствовать требованиям ст.1027 ГК РФ, составляться в письменной форме.
Обязательными пунктами каждого соглашения являются:
- реквизиты сторон и юридические адреса;
- объект договора и объем переходящих прав к покупателю;
- обязанности сторон, штрафные санкции за неисполнение;
- срок действия и возможность продления;
- границы действия с указанием территорий (страна, регион, город);
- допустимость передачи полномочий третьим лицам (субконцессия);
- финансовая сторона: предусмотренные варианты оплаты и размер роялти;
- порядок расторжения в одностороннем и двухстороннем порядке;
- правила разрешения споров через претензии и в суде.
Мнение учредителя и управляющего партнера компании «Амигдала», юриста по интеллектуальной собственности Мелдир Ербулековой:
— Чем подробнее описаны все возможные ситуации во время действия контракта, тем легче участникам будет достигнуть компромисса. Перечень возможных нарушений и наказаний за них должны описываться настолько подробно, чтобы в случае форс-мажорных обстоятельств у пострадавшей стороны были шансы защитить свои интересы. Существенные условия договора франчайзинга, расширяющие стандартные положения, могут содержать любые уникальные положения, не противоречащие закону.
Например, в договоре может указываться возможность досрочного прекращения действия с уведомлением второй стороны за 6 месяцев. Если указаны отступные, то сторона-инициатор разрыва должна уведомить второго участника за месяц. Законом предусмотрен вариант расторжения через суд, ст. 1037 ГК РФ, если у заявителя есть достаточные основания. Другой пример: в соглашении указано, что пользователь получает право использовать комплекс исключительных прав в Москве и МО. Расширении территории станет серьезным нарушением договорных условий.
Сторонам следует помнить, что подавляющее большинство проблем возникает не из-за скачка курса валют или смены владельца бренда, а из-за неграмотно или поверхностно составленного договора.
Регистрация договора франшизы
Регистрация в Роспатенте проводится по стандартной схеме, срок рассмотрения составляет 45 дней. Через 3 дня после вынесения положительного решения заявитель получает уведомление и может приступать к выполнению договорных обязательств. Подать заявку может одна из сторон, часто эта обязанность прописывается в договоре. Стороны могут зарегистрировать изменения, дополнения и досрочное прекращение действия контракта.
Сопровождение сделок по франшизе является одним из направлений деятельности компании «Амигдала». Мы предоставляем комплексные услуги, начиная от составления проекта договора, проведения экспертных исследований до регистрации договора в Роспатенте.