Источник фото: vk.com/dreamteamtsk
Интересное

Невозможное — возможно: как «Команда мечты» Светланы Чуриковой учит предпринимателей избегать ошибок и борется со стереотипами

13:40 / 19.12.21
5593

Интервью с социальным предпринимателем

Мы в социальных сетях:

Построение коммуникаций, слаженность и взаимопонимание всегда влияют на продуктивность работы, атмосферу и на общее настроение в коллективе. Все это определяет эффективность, сервис и, как следствие, отношение клиентов. В этом на практике убедились уже несколько компаний Томска, а помогли им в этом специалисты тренингового центра «Команда мечты».

Неготовность брать ответственность, страх у сотрудников проявлять инициативу, отсутствие доверия и нежелание кооперироваться между подразделениями. Это лишь часть страхов, с которыми в «Команду мечты» приходят томские предприниматели, рассказала порталу Tomsk.ru руководитель тренинговой компании Светлана Чурикова.

— Я считаю, что команда очень важна для руководителя. Команда — это не просто компания людей. Команда — это люди, которые помогут вам достичь ваших целей, и один из моих самых любимых тренингов — это «веревочный курс», девизом которого является фраза: «Невозможное — возможно». И когда руководители видят, насколько амбициозна его команда, насколько они нацелены на результат, то он может легко ставить перед собой цели, до этого кажущиеся ему невозможными. Это не просто пустой звук, все так и работает. Такой тренинг — это отличная возможность разобраться не только с работой и командой, но и заглянуть внутрь себя. Люди учатся видеть друг друга, замечать, учитывать особенности характера и возможности друг друга, базируясь на этих знаниях, выстраивать доверительные и экологичные отношения в коллективе.

— Из разных интервью с вами я прочла, что вы руководили сетью зоомагазинов, но после сменили сферу полностью. Что вдохновило вас на перемены?

— Да, все верно, зоомагазин есть и сейчас. Я уходила оттуда больше трех лет назад, потому что мне показалось, что команда выросла, и там появились собственные управленческие кадры, а мне захотелось заниматься чем-то другим. В частности, я выбрала для себя командообразование. На данном этапе у нас семейный бизнес. Более 25 лет я занималась обычным бизнесом и уже там поняла, что роль команды в любом деле очень важна. Руководитель, несомненно, очень мотивирован на результат, но, не имея команды из тех людей, которые разделяли бы его взгляды и цели, достичь весомых результатов практически невозможно.

— Как вы считаете, насколько высока сейчас у бизнеса потребность в дополнительном образовании, тренингах? Очевидно, что предпринимателям часто приходится трансформироваться и успевать за трендами, формировать ценности, изучать аспекты командообразования.

— У бизнеса всегда существует потребность в дополнительном образовании, потому что мир стремительно меняется. Глупо было бы этого не признавать и не замечать. Какие-то навыки руководителю и управленческой команде приходится вырабатывать постоянно. Обязательно должны быть профессиональные обучающие мероприятия для линейного персонала. Тренинги по командообразованию требуются коллективам 1-2 раза в год.

— Что для вас значит фраза «команда мечты»? Какие основные факторы и пункты существуют для этого определения?

— Команда мечты — это явление, которое может быть, а может и не быть. Но, безусловно, у всех нас есть стремление к идеалу. Наша компания старается приблизить руководителя к этой цели — создать идеальную команду мечты. После этого уже можно делегировать какую-то часть своих обязанностей и заниматься только стратегической стороной развития бизнеса.

— А с какими сложностями, на ваш взгляд, сегодня сталкивается бизнес относительно командообразования?

— К сожалению, очень часто пропадает мотивация. Руководители имеют неверное мнение о том, что деньги решают все и, используя зарплату как единственную мотивацию, зачастую, наоборот, ее снижают. В этом случае тренинг также может выступить в роли мотивирующего мероприятия. Нам сейчас приходится бороться со стереотипами, когда руководители и сотрудники воспринимают командообразование как какое-то event-мероприятие, когда они относятся к этому как к развлечению. Все в лагерях проходили «веревочный» курс. Но у нас это реальный тренинг, где люди реально работают, в том числе над своими установками. Это не задание для того, чтобы перебраться из пункта А в пункт Б, это задание про то, а что я мог сделать лучше, что мы все вместе могли сделать эффективнее для достижения цели. Так, в финальном упражнении команды должны выполнить задание, находясь в полной тишине, используя только жесты и взгляды. Здесь можно увидеть, насколько люди сработались и сплотились, что могут выполнять общее дело, не используя при этом такую привычную коммуникацию, как общение. Это очень сильное упражнение, от которого по телу бегут мурашки!

— Бывает, что руководитель винит во всех неудачах сотрудников, какие здесь могут быть возможности проработать ситуацию? Может, он недостаточно их мотивирует или доносит суть задачи?

— Однозначно, бывает! Руководители очень часто говорят, что у них собрались сотрудники-лодыри, для которых приоритетно отсидеть от «звонка до звонка», а потом с чистой совестью убежать домой. А руководитель вынужден допоздна задерживаться на работе и доделывать все эту гору накопившейся работы. В этой ситуации виноваты обе стороны, потому что сотрудники не верят или не знают конечную цель всего предприятия, а задача руководителя — донести эту мысль правильно и доходчиво. Поэтому основная проблема в отношениях «руководитель- подчиненный» — это отсутствие коммуникаций. И здесь не играет никакой роли, какую именно должность вы занимаете, ведь каждый вносит свой небольшой вклад, который в итоге приносит выигрыш для всей команды.

— Расскажите об успешных кейсах: как реально менялись команды, бизнес по итогам тренингов?

— Любой кейс успешен, но все мы понимаем, что достучаться до каждого не получится. В любом случае, вся команда получает бесценный опыт и уникальные впечатления после прохождения тренинга.  Для кого-то это несколько веселых часов, которые он провел в компании своих коллег, а кто-то глубоко разбирается в себе и своих личных переживаниях. Каждый опыт уникален и неповторим! После «веревочного курса» мы даем краткую характеристику каждого члена команды, где очень подробно описано, на какие сильные стороны сотрудника руководителю стоит обратить внимание, а какие навыки провисают, и их важно подтянуть.

— Сейчас в информационном поле очень много (особенно в онлайне) коучей, тренеров любой масти: как в таком потоке человеку отфильтровать, насколько это качественные курсы, образовательные услуги человека?

— Очень сложно отфильтровать. Я не люблю, когда меня называют бизнес-тренером, потому что сейчас этот термин вызывает неоднозначные эмоции у общества, благодаря шарлатанам и обманщикам, которые выпускают свои «авторские» курсы и разрабатывают «уникальные» тренинги. Я сама для себя выбираю обучение только по рекомендациям людей, чьему экспертному мнению я всецело доверяю.  Более того, за 2021 год сама организовала несколько обучающих программ, семинаров и тренингов, на которых выступали спикеры, которых я приглашала по рекомендациям знающих людей.

— Как планируете развивать ваш бизнес в будущем году? Будут ли сделаны какие-то новые акценты?

— В следующем году мы планируем обратить внимание на детские направления, которые начнут свою работу уже в январе. Это очень важный шаг в развитии нашей компании и нашего подрастающего поколения.  Я сама мама двух детей-подростков и вижу на их опыте, какие сложности испытывают дети в вопросах коммуникаций. Сейчас им проще избегать личного общения, используя всевозможные цифровые блага человечества. Сегодня дети не играют в командные игры, а команда — это основа и база, на которой строятся не только личная жизнь, но и успешная карьера. Одиночкам очень непросто выживать в сегодняшнем мире, поэтому преимущество на рынке труда будет перед теми, кто сумеет грамотно выстраивать навыки коммуникации.

— Есть ли у вас три лайфхака для бизнеса, как построить команду мечты?

— Сложно выделить именно три лайфхака для бизнеса. У каждого представление о команде мечты свое. Кому-то достаточно, чтобы люди безропотно выполняли все указания руководителя, другим надо, чтобы люди сами генерировали идеи. Единственный лайфхак, который бы я хотела донести до каждого руководителя, что роль лидера сейчас — очень гибкая. Он не должен сидеть на высоком дереве и мечтать о новых завоеваниях. Лидер — это позиция, когда ты можешь быть и внутри команды и пахать на результат. Или когда ты можешь убежать назад и подтянуть отстающих, мотивировать. Важно верить в свою цель и в то, что она достижима с помощью команды.

Материал подготовлен при поддержке ЦИСС НО «Фонд развития бизнеса»