Источник фото: Tomsk.ru

Топ-6 научных достижений томских ученых в 2021 году

12:00 / 08.02.22

По версии редакции Tomsk.ru

8 февраля в России отмечается День российской науки. 2022 год только начался, поэтому редакция Tomsk.ru решила напомнить вам об открытиях томских ученых, которые произошли в прошлом году. Неудивительно, что большая часть научных достижений нашей подборки так или иначе связана с медициной — такой уж был год. Пандемия COVID-19 заставила нас задуматься о своем здоровье и его укреплении. Оговоримся, что, возможно, исследования сделали и раньше, но вот огласке их предали лишь в 2021 году.

А 2022 год только начинатся, поэтому редакция Tomsk.ru вместе с вами будет следить за новыми научными открытиями и достижениями томских ученых.

Сенсоры для обнаружения опасных концентраций водорода

Речь идет о концентрациях, предшествующих взрыву. Разработали эту вещь сотрудники лаборатории оптических материалов и покрытий СФТИ ТГУ. Уникальность достижения в том, что сенсоры томичей получаются дешевле и меньше своих аналогов. Датчики томичей могут контролировать утечки водорода в защитной оболочке атомного реактора АЭС, в помещениях с аккумуляторными батареями в локомотивах поездов, при транспортной перевозке баллонов, в химической промышленности и других сферах. Себестоимость устройств — 300 рублей.  Цены на аналогичные сенсоры, например, электрохимические, начинаются от 5 тысяч рублей.

Подробнее о сенсорах можно почитать тут.

Методика для выявления «безопасной» лишней хромосомы у эмбриона человека

В перспективе эта методика может сократить число абортов по медицинским показаниям. Исследователи из НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ вместе с коллегами из Новосибирска разработали алгоритм, позволяющий выявить так называемую кольцевую хромосому у зародыша. Эта методика позволит качественнее проводить перинатальную диагностику и выявлять, в каких случаях лишняя хромосома несет минимальные риски для здоровья ребенка, следовательно, не будет необходимости делать аборт по медицинским показаниям.

Кроме того, метод позволяет исключить ошибку при процедуре искусственного оплодотворения, когда генетики выявляют хромосомные мутации у эмбриона, а женщина принимает психологически непростое решение пойти на процедуру или нет, осознавая риски для здоровья ребенка.

Подробнее про кольцевую хромосому.

Упаковка для лекарства от рака, защищающая организм от его побочного воздействия

Исследователи Томского политехнического университета (ТПУ) создали радиофармпрепарат с особой упаковкой. Благодаря ей лечение рака радиоактивным актинием-225 стало эффективнее на 40 %. Дело в том, что капсула, куда помещают изотоп, защищает организм от токсичных продуктов распада в 6-10 раз лучше аналогов. При этом сам препарат считается универсальным лекарством от онкозаболеваний.

«Актиний считается универсальным изотопом, в теории его можно применять для лечения любых типов рака — если решить проблему токсичности. Наш метод предполагает использование биодеградируемого полимера: капсула рассасывается в организме на безвредные элементы после того, как франций-221 и висмут-213 внутри нее распадутся до неопасных изотопов», — объяснил ведущий научный сотрудник Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Александр Тимин.

Подробнее об особой упаковке радиофармпрепарата.

Способ защиты сельхозкультур от промышленного загрязнения

Ученые Биологического института Томского госуниверситета выяснили, что мелатонин повышает стрессоустойчивость растений, а также усиливает их защитную систему. Они протестировали защитный потенциал мелатонина на двух наиболее популярных сельхозкультурах — ячмене и картофеле. Их проростки обработали водным раствором фитомелатонина и выяснили, что он оказывает антиоксидантный, иммуностимулирующий и антистрессорный эффект.

В дальнейшем ученые планируют оценить возможности мелатонина для защиты сельхозкультур от различных повреждающих факторов, таких как холод, засуха, засоление, биопатогены, тяжелые металлы.

Подробнее про мелатонин.

Лекарство для профилактики осложнений коронавируса

Томские фармакологи разрабатывают препарат, который сможет снизить риск брадикининового шторма при коронавирусе. Дело в том, что большинство летальных случаев при COVID-19 связано с тяжелой воспалительной реакцией из-за цитокинового и брадикининового шторма. Накопление брадикинина вызывает снижение артериального давления, нарушения в работе сердца, усиление воспаления и как следствие тяжелейшую пневмонию с угрозой смерти. Лекарство можно будет применять не только в стационарах, непосредственно при лечении пневмонии, но и у пациентов с более легкой формой COVID-19 для профилактики осложнений от коронавирусной инфекции.

Чем еще хорош препарат.

Технология, сокращающая негативное воздействие во время операций на сердце

Коллектив НИИ кардиологии Томского НИМЦ запатентовал технологию подачи оксида азота  непосредственно в кровь во время операций на открытом сердце. За исследование его влияния  на человеческий организм в 90-х годах коллектив  ученых даже получил Нобелевскую премию. В Томском НИИ кардиологии доказали, что во время операций содержание этой молекулы в организме снижается. При этом именно оксид азота способен предотвращать системное повреждение и  помогает  отдельным клеткам и органам пациентов  адаптироваться на время операции. Технология более чем актуальная, ведь среди всех хирургических операций самая высокая смертность как раз у тех, что связаны с сердцем.

Подробнее о технологии можно почитать тут.