Источник фото: Tomsk.ru, ТГУ
Актуальное

Томские ученые защитили растения от промышленных загрязнений с помощью гормона

18:01 / 16.06.21

Биологи ТГУ воспользовались меланином — гормоном сна

Ученые Биологического института Томского государственного университета выяснили, что мелатонин повышает стрессоустойчивость растений, а также усиливает их защитную систему.

В рамках проекта РФФИ они протестировали защитный потенциал мелатонина на двух наиболее популярных сельхозкультурах — ячмене и картофеле. Их проростки обработали водным раствором фитомелатонина.

«Как показали эксперименты, эффективность мелатонина проявляется не только при длительном воздействии, но и при кратковременном. Данный факт позволит снизить трудоемкость и себестоимость технологии применения агропрепаратов в АПК», — отметила аспирантка кафедры физиологии растений, биотехнологий и биоинформатики БИ ТГУ Елена Данилова.

В рамках гранта ученые планируют также оценить возможности мелатонина для защиты сельскохозкультур от различных повреждающих факторов, таких как холод, засуха, засоление, биопатогены, тяжелые металлы и прочее.

«Мелатонин довольно «молодой» гормон — в 1995 году мелатонин был найден в растениях. В 2018 году был открыт его первый рецептор, поэтому экспериментировать с гормоном сна как с инструментом для защиты растений исследователи начали лишь несколько лет назад. Но уже установлено, что мелатонин демонстрирует антиоксидантный, иммуностимулирующий и антистрессорный эффект не только у людей, но и у растений. Это делает его перспективным для решения проблемы загрязнения почв и растений», — пояснила  Елена Данилова.

Ранее томские ученые разработали гидрогель для задержки влаги в почве.