Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Очень мрачная сказка или революция супергероики: каким получился новый «Бэтмен»?

20:01 / 23.04.22
3691

Рассказываем, что из себя представляет картина Мэтта Ривза

Мы в социальных сетях:

«Бэтмен» Мэтта Ривза был самой настоящей темной лошадкой фильмов по комиксам DC. С одной стороны, Warner Bros. только-только нащупали свой уникальный стиль и начали переделывать Киновселенную, даже разрешая Заку Снайдеру доделать свою «Лигу справедливости», а с другой — выходит «Джокер», который совершенно никак не связан с тем, что происходит в основных картинах. Так что появление информации, что будет еще один киноэкранный Бэтмен, которого еще и сыграет Роберт Паттинсон, оказалось для интернета слишком непредсказуемым. Поэтому до самых трейлеров сомнений у людей было слишком много. Впрочем, как только вышел первый ролик, то всем стало понятно — нас ждет очень любопытное и безумно стильное кино. Смогло ли оно оказаться еще и наполнено содержанием? Обо всем по порядку.

Сюжет стартует без каких-либо флешбеков и предысторий. Перед нами молодой Бэтмен, он же Брюс Уэйн, который уже два года в образе летучей мыши спасает Готэм от преступности и несправедливости, то тут, то там рассказывая о том, что он «возмездие». Избивает до полусмерти бандитов, сажает за решетку отпетых негодяев и внушает страх многим криминальным элементам города. Впрочем, столь малый срок геройства говорит о том, что он до сих пор в себе не уверен, часто совершает ошибки и вообще еще не до конца определился со своей окончательной философией. При этом Готэм в версии Мэтта Ривза представлен исключительно мрачным и кошмарно опасным, где практически нет места обыкновенным радостям жизни. На это влияет атмосфера города, вкрапления готической архитектуры в рамках современного мегаполиса по типу Нью-Йорка и жуткий цветофильтр, превращая все одновременно в реальное и будто бы вышедшее из кошмаров место.

Так что появление нового суперзлодея — это лишь вопрос времени, поэтому на переднем плане появляется серийный убийца Загадочник, который поставил себе целью разоблачить всю коррупцию города, устранить главных лиц администрации и разрушить образ Темного рыцаря, отомстив всем за то, что ему приходилось прозябать в холоде и нищете. Бэтмен берется за дело, попутно знакомится с Селиной Кайл, антигероиней Женщиной-Кошкой, и ведет расследование вместе с единственным честным полицейским Джеймсом Гордоном. Вместе их ждет запутанный клубок загадок, жуткие убийства, неожиданные срывы масок и большое количество серой морали, в которой героям трудно будет сохранить свои внутренние установки и ориентиры.

«Бэтмен» Мэтта Ривза — это действительно серьезное и в какой-то степени монументальное полотно, где автор решает посмотреть на природу и смыслы популярного супергероя под несколько иными углами. Его Готэм — это ужасное и пропащее место, где нет ничего светлого и приятного. На каждом углу убийца, мирные горожане всегда находятся в опасности, а бандиты запросто ведут дела с представителями власти. Разумеется, и Бэтмен у него получился немного другим. Если каноничный Брюс Уэйн — это эталон сверхчеловеческой воли, гений-детектив и полноценный плейбой и филантроп, то у Ривза получился максимально сломленный, подавленный и травмированный мальчишка, который, несмотря ни на что, идет своей дорогой. Он мрачен в той же степени, в какой его город, его методы брутальны и кровожадны, но никак не смертельны. Для него справедливость — это то, что нужно спасать в первую очередь, так что наказания для злодеев получаются очень даже соответствующими. Кстати о противниках. Их тоже можно назвать отражением общей атмосферы и мироощущения, это больше не клишированные психопаты в идиотских костюмах, это продуманные, где-то ошибающиеся, но непомерно жестокие и бескомпромиссные маньяки, которые идут к своим целям очень кровавой дорожкой. Они не наделены суперспособностями, как их комиксные прототипы, но внушают ужас даже если не больший. Правит бал тут, разумеется, Загадочник. Забитый хикка, который оказывается гениальным манипулятором и планировщиком, лишен какой бы то ни было морали, озлоблен и ассоциален. Недаром многие рецензенты отмечают, что образ Загадочника очень похож на реально существующего серийного убийцу Зодиака, он тоже любил различные головоломки и отличался практически роковой хладнокровностью.

В этом Мэтт Ривз явно пытался подражать Финчеру с его «Семь», где была точно такая же тягучая атмосфера и кровожадные убийства главного злодея. Впрочем, несмотря на попытки заземлить и приблизить Бэтмена к реализму, режиссер будто бы опасается заходить очень далеко, чтобы не играть на одном поле с «Темным рыцарем» Кристофера Нолана. Как это чувствуется? Несмотря на все злодеяния и ужасы главного антагониста, заканчивается все очень даже хорошо, как для Готэма, так и для Бэтмена. Не хватает повышенных ставок и неожиданных жертв среди хороших ребят. Сам город местами выглядит мультяшно и аляповато: все эти готические постройки, башни, огромные особняки и колоссальных размеров ангары выдают тот факт, что перед нами все-таки кинокомикс, в котором нагромождение подобных элементов стирает зрительское восприятие выстраиваемого реализма.

Не помогает в этом и социально-политическая повестка, которая пропитана духом движений вроде BLM и противостояния патриархату, недаром вторым кандидатом на пост мэра является чернокожая женщина. При этом чувствуется некая наивность западного восприятия расклада политических и социальных реалий. Злодеи те, кто имеет деньги, злодеи те, кто имеет власть. Но это кажется слишком очевидным, хотя может на Западе только начали прощупывать вопрос социального расслоения и негативного влияния капитализма на гуманизм.

Впрочем, это не делает «Бэтмена» провальной картиной, напротив, фильм получился очень даже любопытным и своевременным. Те, кто ищут жестокость и мрачность — найдут их, тем, кому хотелось посмотреть на безупречный визуал —  будут в самом настоящем восторге, ну а те, кому просто интересно следить за Бэтменом — не останутся разочарованы. Да, это не самый настоящий шедевр, в нем очень много спорных моментов и непродуманных ходов, он до безобразия затянут и местами предсказуем, но получить от него эстетическое удовольствие можно и даже нужно. Пожалуй, несмотря на всего недостатки, перед нами одно из самых главных кинособытий года. Мрачный, фундаментальный, местами наивный, но жуткий и кровожадный «Бэтмен» Мэтта Ривза.

18+