Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Движ с Серовым

Любовь к себе, поиск цели и смысла: как стартовал спектакль-экспозиция «Плотник»?

18:02 / 01.05.22
4883

Рассказываем, каким получился необычный проект

Мы в социальных сетях:

Совместная работа Первого музея славянской мифологии и независимого театрального проекта «т.ч.к» Дмитрия Гомзякова и Ольги Райх — совершенно новое для томской музейной и театральной жизни событие. Объединить экспозиционное пространство и пьесу, которая так отлично с ним резонирует — это что-то вроде того, что может лежать на поверхности, но взять это в руки и сделать хорошо никто не решался. До вечера пятницы. Как заставить экспонаты выставки стать полноценными участниками действия и через креативный моноспектакль заразить зрителя жизнью? Обо всем по порядку.

«Плотник» — одноименная пьеса современного драматурга Лидии Головановой, которая рассказывает историю молодой девушки, что собственными силами старается восстановить небольшой шалаш, который в свое время построил ее дедушка. Режиссер Гомзяков решил адаптировать эту историю в привычном для себя технократическом стиле, перенеся все действие в один большой монолог актрисы, которая наговаривает себе заметки о происходящем на смартфон.

При этом текст устроен так, что нет каких-то изысканных формулировок и синтаксических конструкций. Там много повторов одних и тех же действий, небольшая оценка происходящего и мимолетная рефлексия от того, чем же занимается девушка. А она своими руками отстраивает внутреннее помещение шалаша. От пола и стен и до крыши и двери — все это она делает голыми руками, восстанавливая связь с историей, памятью и самой собой.

В целом, вся постановка — одна большая метафора на глубокую психотерапевтическую работу над собой. Восстанавливая дом, очищая его от ненужного, нанося себе случайные повреждения, героиня становится ближе к себе, лучше себя чувствует и понимает. Кусочек за кусочком она восстанавливает свою личность и осознание того, для чего она, собственно и живет на этом свете. В этой постановке Гомзяков уже не сражается за общее бессознательное, связывая нас всех гуманизмом и метамодернистскими установками, он заглядывает в глубь конкретного человека, обнажая его до самого каркаса, чтобы показать, что все мы внутри одинаковые и глубоко запутавшиеся люди с иной раз кривой крышей.

«Плотник» — это ода здоровому эгоизму, полезной любви к себе и ручному труду. Не лишенная экзистенциальных установок постановка словно нарочно встает против Сартра, указывая на то, что далеко не все потеряно и радикальный фатализм в суждениях о своей жизни — это не панацея, и выход можно найти даже в самой глубокой апатии, которая, как мы знаем сравнима со смертью. Главное, подобрать к самому себе правильный ключ, мотивацию и интерес. Тогда смысл жизни начинает возвращаться и показывать, что его можно отыскать в чем угодно, даже в разбитом старом шалаше, который построил дедушка, умерший до нашего рождения.

Новый проект Первого музея славянской мифологии и независимого театрального проекта «т.ч.к.» — это про человека, про каждого из нас, которым иногда так важно побыть одним и разобраться с тем, что происходит вокруг. Особенно сложно сделать это в современном мире, где люди окружают тебя даже тогда, когда ты один, кричат и разговаривают через маленький экран смартфона. Поэтому и сходить на этот эксперимент тоже рекомендую каждому, потому что авторы не лишили зрителей возможности лично взаимодействовать с постановкой, оставляя свой неповторимый след в арт-объекте, который также станет частью выставки «Выруби». Но о нем лучше узнать самостоятельно, иначе магии может не случиться.

18+