Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Фильм, которому нужен графический роман: какой получилась «Казнь»?

21:05 / 07.05.22
3903

Рассказываем о дебюте Ладо Кватании

Мы в социальных сетях:

Что будет, если взять успешного клипмейкера и блистательного отечественного визионера с уникальным взглядом и попросить его снять мрачный, грязный, реалистичный, жесткий и суровый детектив? Очевидно, что получится «Казнь» Ладо Кватании. Самое настоящее визуальное пиршество, которое наполняется действительно серьезным и грузным повествованием. Авторы не стесняются делать оммажи на «Настоящего детектива» Фуконаги или «Семь» Финчера, чтобы создать действительно глубокое и атмосферное кино. Но так ли удачен дебют бывшего режиссера музыкальных клипов? Обо всем по порядку.

На дворе 1991 год, следователь по особо важным делам Иса Давыдов отмечает повышение в честь завершение сложного, кровавого и кропотливого дела о серийном убийце, которое длилось без малого десять лет. Но все омрачается тем, что находится очередная жертва маньяка, с точно таким же садистским подчерком в преступлении, но одно ее отличает от прошлых девушек — она выжила. В связи с чем следователю снова приходится возвращаться к сложному и выпившему все соки делу, чтобы довести его до конца, попутно пытаясь раскрыть самые страшные тайны и сохранить еще более ужасные в секрете.

Начать стоит с безусловно хорошего. Все, что только касается детективной составляющей сделано в лучших традициях современного детективного триллера. Есть сумасшедший серийный убийца, выставляющий свои преступления как часть неизвестного оккультного ритуала, есть гнетущая атмосфера, серая мораль полицейских и следователей, откровенная жесть в постановке и непередаваемая атмосфера забытой богом постсоветской глубинки. Будто бы смотришь качественный западный детектив, но в реалиях давно забытого и будто бы никогда не существовавшего российского прошлого, где вместо благородных полицейских наши менты, вместо психологов-криминалистов странные доктора из психбольниц, а вместо иномарок здесь величавые «Волги» и наводящие страх «уазики». Концептуально все выглядит очень даже свежо и правильно. Учитывая тот факт, что визуальный стиль Кватании позволяет смаковать каждый кадр, каждую сцену, то получается действительно эффектный полуностальгический, полудетективный аттракцион.

Тут и старые дома, и легкий флер подступающих бедных девяностых, и Алла Пугачева играет из каждого утюга. Фильм будто бы всеми силами решает показать, что он именно что про Советский Союз, где вдруг имели место подобные жестокие убийства и гениальные сыщики, способные раскрыть все что угодно. И это фильму действительно удается на ура, но в какой-то момент картина переходит грань пусть стильного, но реального и приземленного детектива, превращаясь в слишком концептуально выверенное и неправдоподобное произведение. В один момент ты целиком и полностью веришь происходящему, по-настоящему удивляешься сюжетным поворотам, но как только речь заходит до финала, то условностей и кинокомиксных клише становится слишком много. Под конец фильма действие перестает быть правдоподобным, наблюдая за тем, как авторы решили вывернуть финал, зритель уже смотрит за совершенно другим фильмом, хотя ничего к этому и не вело.

Подобное амбивалентное восприятие наверняка диктуется неопытностью режиссера Кватании, не смог он в своем же первом крупном проекте объединить два таких противоположных лоскутных одеяло в одно, хотя все предпосылки к тому были. Но не стоит думать, что от этого «Казнь» становится плохой или нелогичной. Нет, она просто превращается в то, чего вообще никак не можешь ожидать, а градус драмы и гротескного отчаяния понижается, приближая фильм к обычному триллеру категории Б. Словом, если бы «Казнь» была экранизацией кинокомикса или графического романа, то вопросов к режиссеру вообще бы не возникло, а пока что складывается впечатление, что автор сам не понимал, где будет пройдена грань между лютой реальностью и необоснованной фантазией.

Впрочем, сценарий все еще хочется хвалить, хотя бы за проделанную с персонажами работу. В частности это касается главного героя Исы Давыдова, который в первые же кадры предстает перед зрителем благородным борцом за справедливость, ему не все равно, и для благой цели он готов идти до конца. Но чем дальше раскрывается сюжет, тем больше становится ясно, что Ису можно назвать точно таким же злодеем, как и главного маньяка фильма. Но это все спойлеры, такую элегантную деконструкцию персонажа нужно наблюдать своими глазами.

По итогу получается очень амбициозное, невероятно красивое, крайне атмосферное и по-хорошему грузное и тяжелое кино, которое не может удержаться на ногах под собственным весом и начинает падать. И причина тут не в отсутствии таланта у режиссера, а лишь в неопытности. Хочется верить, что Ладо Кватания сделает работу над ошибками и вместе с визуальным стилем больше времени будет уделять гармоничности происходящих на экране действий. В таком случае мы рискуем получить действительно идеальный детектив, который не уступит ни Финчеру, ни Фукунаге.

18+