Источник фото: Tomsk.ru
20 лет ЕГЭ

20 лет ЕГЭ в Томской области: учителя-предметники рассказали о первых экзаменах, сложных темах и пользе олимпиад

13:29 / 16.05.22
4322

Истории, эмоции, воспоминания

Мы в социальных сетях:

Что такое единый госэкзамен и с чем его «едят» томские выпускники узнали весной 2002 года. Тогда Томск вошел в число 16 российских регионов, где в качестве эксперимента впервые провели ЕГЭ. Он одновременно завершал обучение в школе и был вступительным испытанием в вуз. Сколько же вопросов тогда возникало: в какие учебные заведения будут засчитываться результаты, как пересылать работы в Москву, можно ли оспорить баллы и куда подавать апелляцию, кто и как будет проверять экзаменационные листы и так далее. Каждый год тема ЕГЭ «обрастала» новыми подробностями, проблемами, нюансами и инфоповодами. В нашем спецпроекте мы решили поговорить с теми, кто 20 лет назад стоял у истоков запуска единого госэкзамена в Томске, кто добился наивысших результатов, чей труд стал решающим для подготовки высокобалльников, а также о провалах, которые случились с томскими выпускниками на ЕГЭ.

Самая большая работа по подготовке к ЕГЭ ложится на учителей русского языка и литературы, а также математики. Им надо готовить целые классы, так как оба предмета являются обязательными. Редакция Tomsk.ru побеседовала с педагогами, которые стояли у истоков единого госэкзамена в Томской области. Они поделились секретами подготовки высокобалльников, рассказали о самых трудных темах для выпускников и влиянии предметных олимпиад на решение задач повышенной сложности.

Наталия Якимович — учитель математики 78-ой школы Северска. Педагогический стаж — более 45 лет.
Как все начиналось

В первый год запомнилось сложное проведение ЕГЭ. В спортзал несли парты. Сейчас более удобный вариант работы по кабинетам. Раньше были проще задания, сейчас усложняется все. Новой формы проведения экзамена не испугались. Накапливали, нарабатывали материал.

С базовой математикой могут справиться все

Я сначала была ярой противнице ЕГЭ. Были вопросы и варианты ответа. Можно было наугад поставить. А сейчас задания иначе построены. Дети теперь волей-неволей начинают браться за голову и получать азы, даже если до этого их это мало интересовало. Математику можно нарешать кучу вариантов, а на экзамене будет другая формулировка, может завести в тупик кого-то.

Сейчас есть базовая математика, там 20 заданий. С этим экзаменом не поступишь туда, где нужна математика. У меня многие сдают базовый на пятерки. Мне кажется, базу даже легче, чем ОГЭ в 9-ом классе сдать. Хорошо, что выделили такой предмет. Сейчас ребенок получает удовлетворение, прорешав все 20 заданий. Два года назад у меня выпускался класс. Результат выше городского.

Слабые места

Геометрия — больной вопрос. Особенно стереометрия и планиметрические задачи. Это же надо представить, чертеж сделать. А черчение зачем-то убрали из школьной программы. Когда ты этим навыком владеешь, то и геометрия пойдет лучше. Потом дети приходят в вуз, а там на первом курсе сразу начертательная геометрия. А они карандашом линию провести не могут. Считаю, что черчение надо в школы возвращать и воспитывать хороших педагогов по этому предмету.

Я как наблюдатель участвовала в экзаменах по русскому языку и истории. На предмет, который ты преподаешь, нельзя заявиться наблюдателем. Чтобы не было попыток подсказать. Москва за нами наблюдает во время экзамена. Очень тяжело морально смотреть на детей во время экзамена, их жалко. Тишина гробовая. Обычно слабые уходят раньше, а слабые сидят и работают до конца. Со стороны родителей есть активность. Они переживают. Учителя тоже всегда стараются поддержать детей.

«Медали у меня не срывались ни разу»

Обычно отличники готовятся тщательно и осознанно, поэтому у меня не было случаев, что из-за оценки по ЕГЭ «срывалась» медаль. Двойки бывают, потом ребята пересдают предмет. Мне кажется, в 9-ом классе двоек даже больше. Они в этом возрасте еще не хотят осознать, что списать не смогут. Все надеются на шпаргалки, телефон и так далее.

По математике очень сложные вопросы во второй части ЕГЭ. Пару заданий там точно рассчитано на детей-олимпиадников, они повышенной трудности. У меня была ученица, Марина Киселева, которая математику знала даже лучше меня. Мы с ней решали тупиковые задачи, особенно по геометрии. Она выиграла школьную олимпиаду, а потом и городскую, хотя пришла с высокой температурой. Потом поехала на областной этап. Бывают такие одаренные дети, с ними всегда приятно работать. Взять простого ребенка и сделать из него вундеркинда очень сложно.


Владимир Заборников, учитель русского языка и литературы Северской гимназии, руководитель городского методического объединения учителей-словесников, председатель ревизионной комиссии всероссийской Ассоциации «Гильдия словесников», член Ассоциации педагогов-наставников Томской области. Педагогический стаж 30 лет.
Выпускной класс в первый год ЕГЭ по русскому языку в регионе

В 2003 году в Томской области впервые прошел ЕГЭ по русскому языку, я тогда был классным руководителем своего первого выпускного одиннадцатого класса. Что за ЕГЭ и как к нему готовиться?!  Узнав о предстоящей новой для нас форме экзамена только в октябре 2002 года, начали с ребятами заниматься. Курс русского языка не зря проходили с пятого класса, оставалось только уложить знания и навыки в тестовую технологию. И летом 2003 года получили неплохие результаты, а я — плюс специфические методы, приемы и роль эксперта.

Уже осенью 2003 году мой коллега, учитель истории Валерий Тиньков, предложил выпустить сборник по русскому языку в серии «Знаете ли вы….?» в «Сибирском университетском издательстве», так как практически не было никаких специальных учебных пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. И вот в конце 2003 года, имея пока небогатый опыт рамочного сопровождения школьников, возглавил авторский коллектив составителей такого сборника, в который вошли учителя русского языка и литературы Северска Валентина Григорьевна Бердникова и Марина Викторовна Афанасьева. Придумывали, ошибались и снова работали. Потом несколько раз ездил в Новосибирск, некоторые разделы редактировал уже на месте. А уже осенью 2004 вышло пособие «Знаете ли вы русский язык? Теория и практика. Вопросы и ответы». Точно не знаю, но думаю, что в регионе этот справочник был одним из первых пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 3000 экземпляров быстро разошлись по всей России. Начало было положено. И все эти годы в Северске проводим с учителями и учащимися семинары, круглые столы, тренинги и мастер-классы по подготовке школьников к разным формам и видам экзаменов. Учим ребят и постоянно учимся сами.

Лидер по выпускникам-стобалльникам ЕГЭ по русскому языку в Северске

Первые годы проведения ЕГЭ баллы переводили в отметки. В 2008 году, когда выпускался второй мой класс, отметки за ЕГЭ были в последний раз (сдали мы ЕГЭ тогда тоже хорошо). Отметки больше интересовали тех ребят, кто шел на медаль, в вузы нужны были только баллы. Сейчас для федеральной медали, помимо всех пятерок в аттестате, надо набрать не менее 70 баллов по русскому языку, 70 баллов — по профильной математике или получить пять по базовой математике.

Школьники-стобалльники по русскому языку у нас в Северске «пошли» с 2007 года. А в 2012 году у меня появились сразу три таких выпускника. Я на своем сайте веду клуб стобалльников высокобалльников (90+). К 2021 году в клубе уже восемь моих стобалльников. На данный момент в Северске 40 выпускников, достигших наивысшего результата по русскому языку, которых за 15 лет подготовил 21 учитель-словесник города.

Думаю, что имею право гордиться любым из семи раз, когда мои выпускники сдавали ЕГЭ по русскому языку, но хочу отметить 2015 год, когда ЕГЭ сдавал 21 человек. Хотя в этот год в классе не было ни одного стобалльника, почти каждый второй ученик сдал ЕГЭ по русскому языку на 90 и выше баллов, три человека на 98 баллов. И по среднему тестовому баллу класс показал один из лучших результатов в регионе. Я решил спросить всех учащихся класса (когда они уже получили аттестаты), был ли у кого-то репетитор. Только один сказал, что подключал дополнительно другого педагога. Уверен, что дети не обманули меня и наша совместная подготовка привела к отличным результатам.

Олимпиадные достижения тоже будут кстати

С 1997 года занимаюсь олимпиадным движением, сначала сам с головой погрузился в глубины и широты русского языка и литературы, выходить из которых пока не хочу и не буду. Постоянно вижу желающих участвовать в конкурсах и олимпиадах по моим предметам.

Первым учеником, познавшим вместе со мной все прелести углубленной и расширенной подготовки, победителем и призером олимпиады по русскому языку городского и областного уровней стал мой ученик Андрей Шевченко. Потом все закрутилось и не останавливается. Считаю важным профессиональное, методически грамотное сопровождение учеников в их познавательной деятельности на пути подготовки к олимпиадам и конкурсам, поэтому сам много учусь и продолжаю учиться.

Только за последние пять лет более 100 моих учащихся стали победителями и призерами муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, Региональной олимпиады школ развивающих практик и многих других перечневых всероссийских олимпиад.

Учащиеся несколько раз являлись победителями конкурсного отбора для участия в сменах всероссийского образовательного центра «Сириус» (г. Сочи) по направлению «Литературное творчество», в сменах Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина  «Русский язык – язык образования, науки, искусства, бизнеса и высоких технологий», в региональной смене-интенсиве по направлению «Литературное творчество», активное участие в которых способствовало их успешным олимпиадным выступлениям на различных уровнях.

Кроме того, многим моим выпускникам подготовка к олимпиадам и конкурсам по русскому языку и литературе помогает достигать высоких результатов и на ЕГЭ.

Отдельно за высокие результаты выпускников на едином госэкзамене и олимпиадах премий и званий не дают, все только комплексно. Есть ряд наград муниципального, регионального и федерального уровней. Последняя на данный момент — знак отличия Министерства просвещения Российской Федерации «Отличник просвещения» — датирована 2020 годом.

Однако лучшая награда для каждого учителя — это совместный труд в достижении совместных успехов!


На ЕГЭ по русскому языку в некоторых заданиях надо давать развернутые ответы. С ними у выпускников достаточно часто бывают трудности. Наиболее распространенные речевые ошибки в письменной речи выделили эксперты Центра мониторинга и оценки качества образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования:

  • использование слов без учета требования лексической сочетаемости;
  • употребление слова в несвойственном ему значении;
  • употребление слов иной стилевой окраски; неразличение синонимичных слов;
  • неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов;
  • плеоназм, тавтология.  

Подробнее — в инфографике Tomsk.ru.

Ранее мы рассказывали о 300-балльниках и возможностях, которые открываются перед выпускниками с отличными результатами.