Источник фото: Tomsk.ru, личный архив Александра Путина
20 лет ЕГЭ

20 лет ЕГЭ в Томской области: 300 баллов, московские вузы и роль мамы

14:00 / 05.06.22
5438

Истории, эмоции, воспоминания

Мы в социальных сетях:

Что такое единый госэкзамен и с чем его «едят» томские выпускники узнали весной 2002 года. Тогда Томск вошел в число 16 российских регионов, где в качестве эксперимента впервые провели ЕГЭ. Он одновременно завершал обучение в школе и был вступительным испытанием в вуз. Сколько же вопросов тогда возникало: в какие учебные заведения будут засчитываться результаты, как пересылать работы в Москву, можно ли оспорить баллы и куда подавать апелляцию, кто и как будет проверять экзаменационные листы и так далее. Каждый год тема ЕГЭ «обрастала» новыми подробностями, проблемами, нюансами и инфоповодами. В нашем спецпроекте мы решили поговорить с теми, кто 20 лет назад стоял у истоков запуска единого госэкзамена в Томске, кто добился наивысших результатов, чей труд стал решающим для подготовки высокобалльников, а также о провалах, которые случились с томскими выпускниками на ЕГЭ.

Похвастаться 300-балльным результатом на ЕГЭ могут считаные выпускники школ в России. Каждый такой вундеркинд становится объектом пристального внимания СМИ, гордостью семьи и школы, посещает приемы, получает поздравления и премии. А главное, открывает для себя массу возможностей для выбора вуза, в котором он продолжит обучение и получит престижное образование.

Редакция Tomsk.ru поговорила с двумя 300-балльниками из Томской области. Их жизнь круто изменилась после триумфа на едином госэкзамене.

Александр Хоцков, выпускник 2021 года. Окончил Лицей при ТПУ. Сдал три госэкзамена на 100 баллов каждый.

— Благодаря моим результатам на ЕГЭ и другим моим достижениям я поступил в Московский физико-технический институт. Сейчас я заканчиваю первый курс и я ни разу не пожалел о своем выборе. За этот год моя жизнь кардинально поменялась: я познакомился с множеством интересных людей и каждый день я изучаю что-то новое.

— Пригодились ли где-то потом в учебе эти знания, которые получены в ходе подготовки к ЕГЭ? Какой предмет был самым сложным на этапе подготовки, а по какому сложнее всего были задания на самом экзамене?

— ЕГЭ охватывает лишь часть знаний, которые необходимо знать в вузе. Предполагается, что студенты в совершенстве владеют навыками, которые необходимы были для сдачи экзамена. Так, повсеместно используется школьная тригонометрия, времени для отработки навыков дифференцирования и интегрирования катастрофически мало, поэтому студентам, которые отработали эти навыки при подготовке к ЕГЭ, проще учиться в первом семестре. Так что да, многие знания используются как инструмент для дальнейшего изучения. Для меня, человека математического склада, и при подготовке и на самом экзамене сложнее всего был русский язык, хотя обычно этот экзамен дается проще всего. Как мне кажется, связано это с тем, что в математических предметах любую формулу можно вывести и любое утверждение можно доказать, поэтому их запомнить проще, чем большое количество правил и еще большее количество исключений из этих правил в русском языке.

— Почувствовали ли вы себя популярным человеком, когда все СМИ начали писать о вашем 300-балльном результате?

— Да, я ощущал свою минуту славы при каждом прочтении новых статей про себя.

— Вылился этот результат в какое-то денежное поощрение?

— Конечно, так и.о. мэра поздравил с успешной сдачей экзамен и вручил значок и премию. Считаю, что важнее внимание, а не денежное вознаграждение.

— Кто больше всего был рад вашему достижению на ЕГЭ?

— Больше всего моим успехам радовалась бабушка и родители. Учителям, которые меня подготовили, было тоже очень приятно.

— Как вы считаете, по каким предметам ЕГЭ позволяет проверить знания ученика, а по каким не подходит эта форма экзамена?

— Мне кажется, формат ЕГЭ позволяет оценить основные необходимые знания и навыки, который должны иметь выпускники школ, однако совершенно не способен объективно оценить решения творческих задач, поэтому сдающим экзамен приходится учить шаблон решения каждой задачи и просто заполнять этот шаблон под каждую задачу. В некоторых предметах, кажется, это не очень критично, например, в русском языке. В других предметах это упрощает экзамен, например, в математике, физике и информатике. А в других предметах это может быть критично.

— Как сейчас складывается ваша жизнь, на кого вы учитесь и где, есть ли в вашем окружении 100-балльники по ЕГЭ?

— Я учусь в Московском Физико-Техническом институте в Физтех-школе прикладной математики информатики на разработчика. С учетом того, что проходной балл на направление ПМИ в прошлом году составил 302 балла, то большая часть моего окружения — это победители всероссийских олимпиад, а оставшаяся часть имеет 100 баллов хотя бы по одному предмету.


Александр Путин, выпускник 2019 года. Окончил Северскую гимназию. Сдал на 100 баллов ЕГЭ по русскому языку, математике и физике.

— Какие дороги для вас открыл отличный результат на ЕГЭ?

— Я смог поступить в вуз, который дает хорошее образование по моему направлению. Учусь в Московском физико-техническом институте по направлению «Прикладные математика и физика». На кафедре вычислительной физики.

— Кто принимал участие в вашей подготовке, сколько лет вы этому посвятили, была ли какая-то методика подготовки?

— К ЕГЭ в основном нас готовили учителя в школе, и в МИФИ проводились дополнительные занятия для всех желающих. Однако большую роль при решении задач сыграл опыт участия в олимпиадах — что является большой заслугой мамы, потому что она помогала готовиться к ним и находила те олимпиады, которые являются значимыми (перечневые) и где дают интересные задачи. При подготовке к ЕГЭ в основном повторялась школьная программа и нарабатывался навык решения задач, что отчасти помогло в вузе на первых порах обучения.

Мама северского выпускника Александра Путина рассказала редакции Tomsk.ru, что помочь воспитать такого талантливого и умного сына ей помог двойной декрет.

«Это заслуга и учителей начальной школы и моего декретного отпуска, в котором я провела 4 года, воспитывая дочерей-погодок. Готовила сына к поступлению в школу, мне было интересно пробовать разные методики. С 6-го класса он полностью сам делал уроки, я взяла на себя вопросы участия в олимпиадах. Пробовали разные направления, искали, что ребенку понравится. Много всего надо было отследить, выбрать, проконтролировать сроки. То же самое потом с различными премиями: сбор документов, материалов, консультации, подготовительная работа и так далее», — отмечает многодетная мама.

По словам Александры Путиной, многое зависит от учителей, как доносится материал. Если полкласса не успевают его освоить, значит, что-то не так с педагогом.

«Но нам повезло. Ни одного репетитора у нас никогда не было. Во все предметы вникали сами и разъясняли, если дети просили о помощи. Закрепляли на подобных заданиях. Всегда следили за чтением детей. Это очень важно. Многие родители жалуются, что дети списывают все со сборников с готовыми домашними заданиями. Я объяснила своим, что эта практика не спасет на контрольной, не добавит знаний. Подглядеть туда можно однократно, а потом прорешать аналогичные задания для понимания. Другим родителям сложно давать советы, у всех разные ситуации и степень занятости», — поясняет Александра.

Был сделан акцент и на присутствие спорта в жизни подростка.

«Сына определила с детства в спорт: спортивная гимнастика, плавание, потом был полиатлон. Спасибо тренеру, Николаю Давыденко, что позволял совмещать почти ежедневные тренировки с занятиями в музыкальной школе. Стрельба, бег, плавание, физические нагрузки переключали подростка с учебных нагрузок и помогали ему расти гармоничной личностью. В вузе Александр учится на одни пятерки. Это не так легко, так как вокруг сплошные выпускники физико-математических школ», — подытожила Александра Путина.