Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Самоповторы и растянутый хронометраж: что не так с «Оторви и выбрось»?

21:05 / 21.05.22
3796

Рассказываем, почему не получилось успеха «Папа, сдохни»

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — дело каждого. 18+

Новый фильм Кирилла Соколова, автора действительно хорошей черной комедии о семейных проблемах «Папа, сдохни», был для многих долгожданным проектом. Наконец-то в России научились снимать глубокие, но при этом по-тарантиновски кровавые и наполненные ультранасилием картины. То самое нишевое кино, на которое уже давно был спрос, но не было должной реализации. Так что «Оторви и выбрось», новую историю о дисфункциональной семье ждали многие киноманы. По итогу получилось далеко не так ярко, как должно, скомкано и крайне затянуто. Но обо всем по порядку.

Картина рассказывает о девушке по имени Оля, которая отсидела четыре года за то, что выколола глаз своему мужчине-абьюзеру. По неудачному стечению обстоятельств Олег, так зовут парня, оказался полицейским, так что спуска этой ситуации не дал. У Оли осталась дочь по имени Маша, воспитывать которую решилась ее родная бабушка в исполнении блистательной Анны Михалковой. Оля вышла из колонии и направилась забирать свою дочь, чтобы начать новую жизнь, но вместо этого получила ножевое ранение от матери и кровожадную погоню, где Вера Павловна уже и не против того, чтобы убить свою бестолковую дочь, лишь бы спасти внучку.

Разумеется, зрителя при этом ждут нелепые, но кровавые перестрелки, аварии, погони, герои то и дело будут друг друга калечить, попутно пытаясь выяснять отношения, совершенно не слушая, кто чему говорит. И будем честны, задеть такую важную для российского зрителя тему как насилие и токсичные отношения в семье — это действительно хороший ход. Ведь в контексте растущей новой этики подобные размышления запросто могут оказывать терапевтический эффект на миллионы подобных проблемных семей. Гиперболизированное насилие, буквальное желание убить, беспробудный эгоизм и безразличие к своим детям и родителям отлично чередуются с черным юмором и попытками деконструировать общепринятые в стране методы воспитания, но что-то тут все равно идет не так.

Складывается впечатление, что Соколов стал заложником выбранной темы и всячески пытается кристаллизировать все то хорошее, что было в «Папа, сдохни», но немного нарушает пропорции и на выходе получается несбалансированная сказка-притча, в которой нет ни правых, ни виноватых. Окружающая реальность превращается в одну большую и беспросветную провинцию в самом плохом и чернушном своем понимании. Если в «Папа, сдохни» можно было поверить в то, что подобный бред мог случиться на самом деле, то в «Оторви и выбрось» просто не хочется даже пытаться это сделать.

Возможно, дело в персонажах и их путешествии. Оно не старается следовать лекалам вроде хрестоматийного мономифа, и то и дело обманывает зрителя, но из-за таких ложных сюжетных поворотов получается топтание на одном месте. При этом совершенно не раскрыты взаимоотношения между Верой Павловной и Олей. Где-то мимоходом нам проговаривается, что она плохая и абьюзивная женщина. Испортила жизнь своей дочери и всячески истязает молодую внучку. Но мы этого не видим. Как будто зритель должен поверить в подобное на слово, ну или же переложить свой неприятный семейный опыт на эту кальку злодейской матери и бабушки. Но так подобное кино не работает. Если есть антагонист, даже если он максимально неоднозначный, то показать его злодейства — это задача режиссера и сценариста. А по итогу мы видим лишь сумасшедшую женщину, которая всячески хочет вернуть свою внучку и выбросить из жизни дочь.

Да, метафора и общий замысел автора в этом случае предельно ясны и четки. Он хочет показать абсолютное и нелогичное зло, которое может родиться из эгоизма и безразличия одного человека, где образ Веры Павловны — это не одна конкретная женщина, а миллион подобных гиперопекающих не по делу матерей и бабушек. Но выполнено это не в той степени, чтобы в такую метафору можно было поверить.

Также к минусам можно отнести и сюжетную линию с начальницей колонии, которая всячески пытается наставить на путь истинный своего сына, который также работает надзирателем, но у нее ничего не получается. И это хороший выход из заданных обстоятельств, все как в жизни, кто-то никогда не поменяется, но вкрапления их истории нарушает целостность погони, которая, вопреки ожиданиям от трейлера, и так не выделяется должным драйвом и адреналином.

В невольных попытках догнать Джеймса Ганна с его темой дисфункциональных семей и Квентина Тарантино с его черным подходом к юмору и насилию, Соколов натыкается на ошибку Романа Каримова, снявшего «Вдребезги», где форма явно давила на содержание и получилась пародия ради галочки. От этого и обидно. «Папа, сдохни» показал, что режиссер он явно талантливый и умеющий рассказывать истории, но, судя по всему, выйдя за пределы одной квартиры из своего дебюта в леса Тверской области в «Оторви и выбрось», режиссер не смог совладать с историей и подготовить зрителю что-то более комплексное и многоуровневое. В итоге мы получаем высказывание ради высказывания и насилие ради насилие. А такой подход точно не назовешь эволюцией. Так что остается только верить, что Соколов проведет работу над ошибками и снимет действительно полноценное кино. Ну а пока, смотреть всем «Оторви и выбрось» точно не стоит.