Источник фото: Томская драма
Движ с Серовым

Бытовые сцены, вечные мечтатели и странная любовь: каким получился спектакль «Мухи тоже умеют целоваться»?

20:01 / 24.05.22
4283

Рассказываем, что не так с новым спектаклем Томской драмы

Мы в социальных сетях:

В последнее время только слепой не заметит, что Томская драма давно снялась с якоря застоя и отправилась в путешествие, где и будет искать новые формы, привлекать к себе нового зрителя и пытаться объяснить старому, что современный театр — это не то, от чего стоит бежать куда глаза глядят. Различные эксперименты, читки, которые вырастают в полноценные спектакли, лаборатории — все это обновленная Драма за последние несколько лет.

Так что подготовка премьер встала на поток, в самом хорошем смысле этого слова, и «Мухи тоже умеют целоваться» — это та постановка, которая как минимум могла увлечь концептуально, а содержательно просто показаться интересной. Но все ли настолько хорошо на самом деле? Обо всем по порядку.

Сюжет пьесы Ксении Новиковой рассказывает о немолодой паре Уилла и Мэгги, которые переживают очередной кризис из-за нестандартного поведения мужа. Уилл — бесконечный мечтатель, чья жизнь кроется в двух вещах — журнале National Geographic и его жене. Однако, вычитав очередную статью, он решает, что готов умереть и отправиться в свой последний путь на каноэ, так что теперь старается объяснить это своей жене. Получается, разумеется, плохо. Попутно Уилл включает свои диктофонные записи, которые работают как флешбеки и переносят зрителя в прошлое тогда еще молодой и беззаботной пары. Там они знакомятся, дружат, впервые целуются, женятся, проходят сложные семейные проблемы, прощают измены и все в таком духе.

При этом становится ясно, что мечтательные и иногда инфантильные замашки Уилла невероятно раздражают Мэгги, которая с самого начала не могла смириться с тем, что в их жизни присутствует National Geographic и невероятное воображение мужа. Она не терпит, срывается, иногда насмехается и пытается всегда вывести разговор в очень серьезное русло, хотя и сама иногда ведет себе как маленькая девочка, что приводит лишь к очередным ссорам и попыткам проанализировать свое прошлое.

В целом, постановка рассказывает очень простую, но при этом важную историю любви длиной в 44 года, где было место и падениям, и взлетам. Любви, ненависти, злости, ревности, нежности, заботе и смеху. Авторы пытаются показать нам, что найти свое счастье и осознать важность близких могут совершенно разные по характеру и духу люди, и даже самых странных из нас можно понять и полюбить, ведь они так сильно любят нас в ответ. «Мухи тоже умеют целоваться» — это учебник совместной жизни двух где-то надоевших, где-то уставших друг от друга, но неизменно влюбленных людей. Герои стараются объяснить, что же такое любовь, как правильно идти на компромиссы, где заканчивается забота и начинается откровенный абьюз. Как научиться понимать друг друга, если мы говорим на совершенно разных языках, но какая-то неведомая сила толкает нас все ближе и ближе, а мы даже не пытаемся вырваться из нее, придумывая причины остаться и предлоги для того, чтобы не уходить.

Не стоит искать в «Мухах» какого-то особо глубокого смысла, не стоит ждать невероятных действий и провокационных решений. Их тут нет и быть не может, ведь это история самой настоящей любви, которая смогла пройти через миллион препятствий и сохранить свой огонь, не дать свернуть с пути главным героям.

Разумеется, несколько слов стоит сказать и о режиссерских решениях. Помимо Уилла в исполнении заслуженного артиста России Евгения Казакова и народной артистки России Валентины Бекетовой, на сцене присутствуют их фантомы из прошлого, которых сыграли Дарья Омельченко и Александр Горяинов. И эти самые фантомы крадут внимание зрителя не меньше, чем главные герои. Буквально ожившие мечты, юные и задорные девочка и мальчик, которые проводят зрителей и героев по всем закуткам памяти, демонстрируя невероятное воображение Уилла. Они смешные, они ломают четвертую сцену и задают дополнительный несерьезный тон весьма себе бытовой и даже обыденной истории. И за это режиссеру Анне Литвяковой стоит сказать отдельное спасибо.

Однако же, несмотря на такое количество плюсов, нельзя назвать постановку действительно хорошей и обязательной к просмотру всем и каждому. «Мухи тоже умеют целоваться» Томской драмы — это очень хорошо сделанное высказывание, которое может заставить задуматься и обратиться глубоко к себе, но, к сожалению, не оставляет за собой какого-то особого послевкусия, обыденно стираясь из памяти через несколько дней. Возможно, это и неплохо, вероятно, такую функцию тоже может позволить себе театр, но в истории о вечно фантазирующем Уилле и любящей вопреки всему Мэгги явно не хватает какой-то особенно яркой мысли, которая бы осела в голове надолго. Поэтому спектакль можно посмотреть один раз, словить приятное ощущение любовного настроения и, увы, забыть.

16+