Источник фото: Томский драматический театр
Движ с Серовым

Мрачная сказка или трагедия со счастливым концом: каким получился «Король-олень» от Томской драмы?

20:03 / 12.06.22
6854

Рассказываем, насколько хорошо получилось поставить комедию дель арте

Мы в социальных сетях:

Как хорошо, что мы живем в то время, когда театральные эксперименты даже в самых традиционных и неизменных институтах — это вполне себе нормально и активно применяется в жизни театров. Томская драма уже давно не стоит на месте в этом вопросе, но тут авторам «Короля-оленя» захотелось выйти дальше привычного материала. Вместе с бурятским театральным режиссером Сойжин Жамбаловой труппа решила поставить самый настоящий площадной театр, адаптируя жанр комедии дель арте для томских подмостков. Насколько хорошо получилось? Более чем. Но обо всем по порядку.

Оригинальную пьесу написал итальянский драматург Карло Гоцци еще 18 веке, а рассказывает она о короле Дерамо, его королевстве и Рончислапском лесе, в котором то и дело происходят всевозможные таинства и волшебные события. Сам же король Дерамо находится в долгом поиске своей возлюбленной, отметая на тайных свиданиях одну за другой претенденток, но наступает момент истины, когда его министры приводят сватать своих дочерей и сестер. Тут-то сердце Дерамо и поддается, ведь с помощью магии волшебника Дурандарте у него получается найти ту, что не лукавит и искренне любит его. Но вот незадача: эта девушка — давняя и сильная любовь злого и коварного министра Тартальи. Поэтому злодей, опять с помощью волшебства колдуна, решается на коварную и страшную месть, заняв тело короля, чтобы его возлюбленная всегда была вместе с ним. Но, как водится, силы добра и любви умеют противостоять, что придется на себе почувствовать министру Тартальи.

В первую же очередь хочется сказать, что «Король-олень» — это, безусловно, один из самых красивых и технически сложных спектаклей Томской драмы последнего времени. Столько деталей, персонажей и тонких режиссерских решений переплетаются на сцене, что действие переходит на совершенно иной уровень восприятия. Мало того, что перед тобой множество актеров, которые вживую играют свою роль, так и приемы они исполняют чуть ли не кинематографические, а это автоматически выводит постановку в иную профессиональную плоскость. Видно, что каждое действие, микродвижение, мизансцены, песни — все было выверено с хирургической точностью и даже в каком-то смысле дотошностью. Все для того, чтобы спектакль воспринимался на одном дыхании, захватывая и не отпуская зрителя до самого конца.

При этом нельзя сказать, что сама история может показаться сложной или неоднозначной. Нет, у нас есть конкретное зло, конкретное добро и однозначные условия, по которым играют персонажи. Вопрос кроется лишь в художественной подаче. Мир «Короля-оленя» — это хоть и наполненное любовью, но не лишенное ужасов, мрачности и смерти место. На каждую сцену с влюбленными приходится сцена максимально атмосферная и наполненная символизмом, что делает отличный реверанс в сторону творчества Дэвида Линча с его «Твин Пиксом» или же авторам игровой серии Rusty Lake, где все эти маски животных, темная магия, загадочные места силы образуют невероятный по своей атмосфере ореол таинственности и очарования. И это в очередной раз идет пьесе на пользу.

Однако, как же можно опустить тот факт, что «Король-олень» — это трагикомедия в жанре дель арте. И этот жанр актерам и режиссеру удается обыграть на все 100%. Актеры занимают собой все пространство сцены, происходят танцы, песни, сложные хореографические зарисовки вроде охоты на оленей или же возвращения мужчин с этой самой охоты. И тут совершенно невозможно оторвать глаз, потому что каждый из героев, неважно насколько он второстепенен, что-то делает и следить за этим — сплошное удовольствие. За сцену с мрачными флешбеками Таратальи передаю режиссеру свое отдельное восхищение.

Впрочем, найти минусы тоже можно. Первый акт может показаться несколько несбалансированным, экспозиция слишком прямолинейной, а общее впечатление воспроизводимого художественного бардака может выглядеть слишком неряшливой и хаотичной, но стоит дождаться должного погружения в историю, и даже лишние мысли покинут вас до конца всей постановки. Особенно в этом смысле хорош второй акт. Также бросаются в глаза редкие технические огрехи, вызванные микрофонами у некоторых актеров, из-за которых иной раз сложно понять, что говорят их партнеры по сцене.

Нельзя промолчать и по поводу актерской игры. У Сойжин Жамбаловой получилось поставить нужные актерские задачи, чтобы каждый из присутствующих выкладывался на полную. Насколько уверенно и властно выглядит и звучит Тарталья в исполнении Данилы Дейкуна, настолько же женственной, нежной, но яростной в своей любви выглядит Аделина Бухвалова. Ну а отдельное наслаждение — это игра Дмитрия Янина в образе Труффальдино. Максимально хаотичный, живой и яркий персонаж.

В целом, Драме удалось совершить определенный театральный парадокс: они сумели поставить совершенно классическое произведение, доведя его техническое, актерское и сценарное исполнение на невероятно качественный и без шуток кинематографический уровень. Что делает «Короля-оленя» предельно новаторским и чертовски талантливым произведением. Если все еще думаете, стоит ли идти на премьеру, то ответ — еще как стоит.

12+