Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Запоздалая рецензия: насколько хорошим получился сай-фай «Клон» с Карен Гиллан

20:04 / 25.06.22
3881

Рассказываем, каким получился самый атмосферный сай-фай этого года

Мы в социальных сетях:

Не всегда фантастические фильмы могут стать очередной космооперой или залихватским экшеном, как то было со «Звездными войнами», «Чужим» или Star Trek. Иногда сай-фай не выходит слишком далеко за рамки нашей с вами реальности, показывая некоторые современные тенденции в намеренно мрачном и дистопичном будущем. Такими были «Чрево» с Евой Грин, «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон, «Другая Земля» Кэхилла и «Открытие» с Руни Марой и Джейсоном Сигелом. Таким же попытался стать и «Клон» с Карен Гиллан, иносказательным, намеренно медленным, многозначительным и, безусловно, дискомфортным. Словом, авторским фантастическим фильмом. Но обо всем по порядку.

На дворе недалекое будущее США, где теперь каждый смертельно больной способен создать своего клона, чтобы не заставлять близких горевать или грустить. Оригинал обучает своего двойника всему, что тот знает сам, передает ему свои повадки, интересы и личность, чтобы клон стал полноценной заменой погибшего члена семьи. В подобной ситуации оказалась Сара, чьи проблемы с желудком давали девушке не самые утешительные прогнозы, так что в отчаянии девушка создает своего двойника, который, впрочем, оказывается лучше Сары во всех аспектах и очень оперативно крадет ее жизнь. Завязывает отношения с парнем Сары, становится идеальной дочерью для своей матери и все в таком духе. Однако, по иронии судьбы, болезнь оригинальной девушки проходит, случается врачебное чудо, так что Сара будет жить. Вот только клона теперь нужно снять с эксплуатации. Но последнему очень понравилось существовать и создавать идеальную версию жизни Сары, так что двойник подает заявление об оставлении. На что правительство США придумало чудовищную идею — проводить смертельные дуэли, чтобы в живых остался только один, который навсегда будет оригиналом. Так что и Сара, и клон активно начинают проходить боевую подготовку, чтобы через полгода дать достойный отпор своей сопернице.

Любопытно, что американский кинематограф никак не может оставить тему легализации убийства и насилия в цивилизованном и современном мире. Подобное исследование было проведено в серии фильмов «Судная ночь», где на одну ночь в году всем американцам позволяли безнаказанно совершать любые убийства. В «Клоне» этот вопрос хоть и не получил подобной огласки, но подобное дикое ультранасилие в лице смертельных дуэлей — это не просто юридическая мера этого безумного мира, но и часть развлекательного сегмента, ведь людям очень нравится смотреть их по телевизору.

Фильм затрагивает сразу же несколько слоев размышления относительно современности. В первую очередь, поднимается вопрос о том, а что же делает нас неповторимыми и уникальными личностями? Какие основы лежат в этом сложном понятии? Ведь родная мать Сары запросто меняет ее на более удачную, успешную, послушную и идеальную копию своей дочери, запросто обесценивая все взаимоотношения с оригиналом, буквально выставляя ее за порог. Второе — это попытка осознать, насколько же далеко человечество смогло продвинуться в своей эволюции, получается ли у современных людей блокировать в себе низменные потребности и животные инстинкты, которые и кроются в беспорядочном насилии и наслаждении от наблюдения за ним. Как показывает фильм — нет, сильно эволюционировать не получилось, так что агрессия, убийства и антигуманное поведение, где во главу угла встает дарвинистское «Выживает сильнейший», продолжают диктовать человечеству то, как нужно жить, не озираясь при этом на современные метамодернистские и гуманистичные тенденции.

Фильм буквально несколько раз проговаривает, что человек — это животное, которое способно жить, опираясь на инстинкты. Также авторы проходятся по вопросам этичности клонирования, искусственного выведения себе подобных, тотальному безразличию и обесцениванию человеческой жизни.

Впрочем, без минусов тоже не обошлось. Несмотря на все эти глубинные смыслы и нарочито серьезный и суровый контекст, иногда фильм не справляется с поставленной задачей и выставляет себя глупым и претенциозным, как будто авторам не хватило ресурсов или понимания, как лучше показать тот или иной философский вопрос, затронутый в кино. «Клон» уделяет слишком много времени вещам, которые впоследствии совершенно никак не сыграют свою роль и отдают преступно мало времени для разбора основной идеи — что, если нас способен кто-то заменить? Из-за чего картина ощущается рваной, надуманной, а к концу и вовсе крайне необязательной.

По итогу получается средней руки сай-фай, который заложил в себе очень много философских и этических аспектов. Он пытается их адаптировать и переосмыслить, прийти к какому-то значению, но в конце у авторов не остается слов и идей, как же правильно раскрутить получившийся клубок истории. Хотя, получить удовольствие от «Клона», разумеется, возможно. Ведь поднятые идеи крайне редки для современного кинематографа, а выбранный темп и стиль смогут погрузить в картину, оставив после себя очень много размышлений. Тем, кто ждет от «Клона» много экшена и действий — спешу разочаровать. Фильм больше похож на притчу, очень мрачную, завернутую в сай-фай оболочку, но притчу.

18+