Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Смешно, проблематично и душевно: каким получился фильм «Молодой человек»

19:05 / 26.06.22
4067

Рассказываем, стоит ли идти в кинотеатры и тратить свое время

Мы в социальных сетях:

На большие экраны добралась российская комедия дебютанта Александра Фомина, который решил вместе с Ильей Найшуллером во что бы то ни стало доказать, что отечественные комедии могут быть очень даже достойными. Взяли интересный сюжет, отличных молодых актеров и постарались сбалансировать между глубоким фильмом о серьезном кризисе миллениалов и максимально простой и даже наивной комедией. Получилось ли хорошо? Обо всем по порядку.

Фильм рассказывает историю Вани Ревзина, 30-летнего парня, чья жизнь оказалась одной большой шуткой. С детства он все свободное время проводил с репетиторами, а главной целью матери было то, чтобы ее сын поступил в университет на экономиста и после выпуска ни в чем себе не отказывал. Так золотой медалист, краснодипломник Иван оказался в предельно пугающей, но чертовски знакомой многим людям ситуации. Его бесчисленные таланты не пригодились.

Работа — мрак и ужас, ипотека будет долгие годы давать о себе знать, а жена устает терпеть эту бытовую хтонь, нищету и вечный экзистенциальный кризис, так что уходит в поисках лучшей жизни к другому мужчине. Впрочем, Иван не долго горевал и решился на очень опасную авантюру — воспользоваться тем, что он очень молодо выглядит, чтобы попасть в лагерь на профильную смену старшеклассников, главной приз которой — десять миллионов рублей. Масла в огонь добавляет тот факт, что смену эту организовал бывший однокурсник и одноклассник Ревзина, ставший успешным бизнесменом и коучем, списывая все работы у нашего главного героя. Так что Ваня собирается восстановить справедливость и хоть раз показаться плохим человеком, чтобы самому стало лучше. Но вот только получается из этого плана далеко не все.

И такого синопсиса всем должно хватить в полной мере. Далее фильм следует по классическим рельсам подобного кино: показывает, как герой находится на грани разоблачения, как пытается обмануть школьников и вожатых, и, конечно же, как его совесть терзает его в свободные моменты времени. Казалось бы, все просто, нас ждет обыкновенная авантюрная комедия, вполне себе предсказуемая, крайне наивная и условная. Но в этот же момент авторы дают понять, что кино снималось не просто так. За шутками, гэгами и тонной отсылок к современному интернет-фольколору прослеживаются очень важные темы. Режиссер выстраивает полноценный межпоколенческий диалог, чтобы разобраться в том, что зумерам удается сделать лучше, чем миллениалам. И в чем кроется причина всех неудач более старшего поколения.

Классические вопросы отцов и детей переходят в идеологический спор двух поколений: миллениалы, которые не понимают, когда они успели повзрослеть и не успевают за современным миром, противостоят зумерам, успевающим понять и уловить даже самые тонкие тренды и веяния, совершенно, казалось бы, забив на достоинства и наследие прошлого поколения. Ревзин вступает в конфликт с молодыми ребятами, не понимая их, критикуя их, и мнимо возвышаясь над ними. Однако в тот же момент он пытается разобраться, а что же пошло не так именно в его жизни? И тут в резонанс с ним входит все поколение тех, кому уже за 25. Потерянное детство, гонка за успехом, потраченное впустую время, обида перед теми, кто прилагал в этой жизни куда как меньше усилий, чтобы жить намного лучше, чем мы. Но стоит напомнить, что это все еще комедия, которая наполняет зрителя терапевтическим эффектом. Вместе с Ревзиным мы можем понять, что далеко не все еще потеряно, у каждого свой путь к успеху, не всякий богатый человек может быть счастлив, а бояться того, что кто-то осудит наш образ жизни — это бессмысленно и глупо.

Герой через смех и наивные сюжетные ходы дает понять, что самая важная ценность каждого из нас — это мы, и наше желание быть и оставаться хорошим человеком. Приносить людям радость и счастье, быть истинными альтруистами и не пренебрегать гуманистическими установками. Люби других, чтобы другие могли полюбить тебя. При этом такие мысли действительно подаются через весьма себе наивные и даже неправдоподобные обстоятельства. Может показаться, что такое упрощение будет работать как ужасный популизм, чтобы выбить нужную эмоцию, но авторам хватает таланта, чтобы сбалансировать между тем, что получилось не до конца и между тем, что вышло очень даже хорошо.

Разумеется, без минусов не получается. Иногда кажется, что фильм заносит из крайности в крайность: то он безумно ламповый и теплый, размеренный и аккуратный, то он срывается с цепи и набирает максимально неподходящий ему темп, что немного рушит общее повествование. Плюс ко всему, авторы явно перебрали с отсылками на современный интернет. Слишком много шуток, которые звучат друг за другом и будут понятны лишь людям в контексте, что сразу же отрезает от себя большой пласт аудитории.

Но в целом, у команды «Молодого человека» получилось сделать далеко не идеальное и уж точно не шедевральное кино, но и откровенного проходняка тут тоже не случается. Фильм расположился где-то посередине между возвышенностью и ужасной халтурой, и это его максимально красит. Это именно тот тип фильмов, которого так не хватает современному российскому кинематографу: обычный фильм для среднего класса, который в одно и то же время развлекает и заставляет задуматься о вещах вырывающихся изнутри множества из нас. Хвалить или ругать авторов за подобный подход? Решать такое мы точно не станем. Но тот факт, что фильм принесет удовольствие во время просмотра и приятное послевкусие после его финала, мы гарантируем.