Источник фото: ТПУ
Интересное

Без них нет промышленности: почему машиностроители становятся все более востребованы

10:10 / 28.06.22
4476

И где их обучают

Мы в социальных сетях:

Если при слове машиностроение вы представляете себе автомобиль, спешим удивить. Оно имеет отношение ко всему, что изготовлено на производстве: ткань, продукты, изделия из металла, даже корабли. Машиностроители создают станки для фабрик и крупных холдингов. При этом сами они могут работать как на заводе, так и творить в офисе. В Томском политехническом университете готовят специалистов по направлению «Машиностроение» и рассказали, в чем преимущества профессии и как в ней можно развиваться.



 Почему машиностроители всегда востребованы

Машиностроители создают основу любого производства — оборудование. Это станки для легкой, средней, тяжелой промышленности, на которых изготавливают изделия или выполняют технологические операции.

Такие специалисты умеют создавать станок с нуля: проектируют, моделируют, тестируют, изготавливают детали и собирают. В том числе грамотный машиностроитель может воспроизвести станок по образцу другого, который исследует. Поэтому именно с конструктором начинается импортозамещение.

Как отметил старший преподаватель отделения машиностроения ТПУ Дмитрий Козарь, машиностроение – одна из первых инженерных специальностей, которые появились в ТПУ. Она не потеряла своей востребованности с годами, а только совершенствуется.

 «Мы наблюдаем в ВУЗе рост обращений от работодателей. Им нужны технологи машиностроители, конструкторы, которые будут проектировать оборудование. Особенно много обращений именно из нефтяной отрасли — там почти все оборудование, до недавнего времени, нам поставляли Америка, Европа. На текущий момент поставки приостановлены, а его надо обслуживать, возобновлять, и для этого как раз нужны конструкторы, которые могут выполнять реверс-инжиниринг, чтобы это оборудование или запчасти можно было бы производить у нас», — отметил Дмитрий Козарь.

В ТПУ студенты могут выбрать одну из двух траекторий в машиностроении, по которой будут получать компетенции: конструктор или технолог.

С чего начинается агрегат: траектория конструктор

Конструкторы понимают, как устроены приборы, умеют читать и составлять чертежи, по которым потом можно создать оборудование. Задача – создать трехмерную модель изделия, оценить, из каких деталей его сделать, как будет осуществляться сборка и как готовый образец поведет себя. По сути все производство и использование конструктор сможет воспроизвести виртуально на компьютере.  Причем быть на предприятии конструктору не обязательно.

«В некотором роде работа конструктора сейчас близка к работе айтишника. Конструктор-одиночка тоже может быть фрилансером. Есть случаи, когда специалисты объединяются в конструкторское бюро по 5 человек и работают удаленно на большие компании в Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Поскольку там оплата труда довольно высокая, предприятия привлекают сотрудников удаленно из других городов, чтобы снизить издержки, а зарплата, которую предлагают москвичи, несколько выше той, которую можно получить в своем регионе», — рассказал Дмитрий Козарь.

На заметку: конструкторы используют такие программы, как российские КОМПАС-3D, T-FLEX CAD, либо зарубежные SolidWorks, Inventor и другие.

И для головы, и для рук: траектория технолог

Итак, конструктор сделал модель, но кто воплотит ее в жизнь? За это берутся технологи. Эти специалисты чередуют работу у компьютера и у станка, разрабатывая технологический процесс. Практически на всех современных предприятиях сейчас используются станки с ЧПУ, также цеха у многих крупных компаний переоборудованы для удобства сотрудников.

«Мы часто водим студентов на экскурсии на Томский электромеханический завод. Там предубеждение, что завод — это грязно и шумно, исчезает. Есть Томский инструмент — там тоже обустроенный цех. Есть большие предприятия, у которых есть свой парк оборудования для изготовления деталей для ремонта своих станков. В целом производства меняют так, чтобы работнику было приятно на них трудиться», — отметил Дмитрий Козарь.

А если совместить?

Машиностроители могут работать и технологами, и конструкторами. Так, многие студенты во время учебы, начинают с работы конструктором, когда устают от сидячей работы, идут в технологи и периодически возвращаются к конструированию. При этом в навыке они только выигрывают.

От работы с металлом к станкам для любого изделия

Оборудование нужно на любом производстве, но именно с металлорежущих станков начинают обучение машиностроители. Типовые конструкции в таких станках применяются в любых устройствах. Изучив принцип работы металлорежущего станка, можно проектировать оборудование, не связанное с металлообработкой.

Механиков готовят, начиная с азов: теоретическая механика, сопротивление материалов, изучение свойств материалов в лабораториях, испытание прочности деталей на разрывных машинах. В распоряжении студентов — современные компьютерные классы с системами автоматизированного проектирования, лаборатории по метрологии, инструментальные микроскопы, координатно-измерительные машины, автоматизированные рабочие места технолога программиста и многое другое. С их помощью они учатся составлять программы, настраивать оборудование и изготавливать на нем детали.

Многие проекты студенты делают во время обучения: например, политехники участвовали в создании установки эмиссионного контроля для крупногабаритных деталей, сканера для трубопроводов, установок для сварки рельсов и для испытания стартера-генератора для томского электротехнического завода. Недавние захватывающие проекты – это 3Д принтер для печати в космосе и автоматизированные линии фасовки таблеток.

Выпускники-машиностроители ТПУ могут работать на предприятиях уже после завершения бакалавриата. А могут продолжить обучение в магистратуре. В магистратуре обучение делится на 2 направления: машиностроение и конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. Это подготовка специалистов высокого класса, которые могут разработать технологический процесс для изготовления сложных деталей, проектировать автоматизированную оснастку, производить расчеты в динамике и руководить производством.

Интересно: машиностроителями могут быть и женщины, и мужчины. Обычно в группах в ТПУ по этой специальности студенты по количеству лишь немного превосходят студенток.

Взрывной спрос: где работать машиностроителю

Если после бакалавриата выпускник может работать инженером на предприятии, после магистратуры по машиностроению можно стать главным инженером или директором предприятия. Также можно основать свое конструкторское бюро, заниматься проектированием и разработкой документации.

Как отметил доцент отделения машиностроения ТПУ Егор Ефременков, недостатка в рабочих местах у выпускников этого направления нет: на каждого может быть по 4 заявки от предприятий. И молодые специалисты могут выбирать наиболее подходящие для себя условия. Поэтому работают томские выпускники по всей России.

«По географии мы закрываем от Дальнего Востока до Калининграда предприятия абсолютно разной направленности: судостроение, авиация, сельскохозяйственная техника, автомобилестроение, космос. Специалисты ТПУ ценятся по всей России и составляют конкуренцию выпускникам московских вузов», — сказал Егор Ефременков.

Выпускники-машиностроители работают на таких предприятиях, как:

  • КамАЗ (г. Набережные Челны);
  • «Улан-Удэнский авиационный завод» (г. АО «У-Уаз»);
  • «Научно-производственный центр «Полюс»;
  • «Дальневосточный завод «Звезда» (АО «ДВЗ «Звезда»);
  • «Подольский машиностроительный завод»;
  • «НПФ «Микран»(г. Томск);
  • «АВТОВАЗ»;
  • «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта»;
  • «Сургутнефтегаз» (ЦБПО ЭПУ);
  • «Томский электромеханический завод»;
  • «Томский электротехнический завод»
  • Исследовательские институты Российской академии наук;
  • Роскосмос и Ростех

 Из-за взрывного спроса у работодателей перспективы роста у машиностроителей есть не только в карьере, но и в зарплате. Так, начинающий специалист может получать от 40 до 70 тысяч на старте карьеры, и уже через 3 года чувствовать себя уверенно в своей отрасли.

«Машиностроение — фундамент экономики любой страны. Это не все понимают, но со стороны предприятий большая потребность в выпускниках. Сейчас тенденция идет: программисты нужны. Но если мы не будем развивать машиностроение, айти специалистам нечего будет программировать и автоматизировать. Ребята, которые выбирают эту сферу деятельности для себя в будущем, становятся универсалами, востребованными в любом производстве. Сейчас идут запросы и от немашиностроительных предприятий. Исходя из законов рынка спрос рождает предложение. Специалистов мало, поэтому предприятия вынуждены будут повышать зарплаты машиностроителям», — отметил Егор Ефременков.