Источник фото: Tomsk.ru
Новости компаний

Клиентам — вкусно, сотрудникам — интересно: как «Сибирские блины» стали местом, где хочется есть и работать

10:00 / 11.07.22
4363

Рассказывают те, кто основал компанию и развиваются с ней сейчас

Мы в социальных сетях:

В Томске разработали уникальный рецепт приготовления … бизнеса. Возьмите один студенческий город, несколько друзей, идею создать что-то полезное, вкусное и доступное для студентов. Щедро приправьте трепетным отношением к делу, перемешайте и дайте настояться 18 лет. Не забывайте периодически доливать дружбы, иначе рецепт не получится.

В итоге получится целая сеть под названием «Сибирские блины», которая 10 июля отмечает свой 18-й день рождения. Мы поговорили с создателями бизнеса и его сотрудниками, а они поделились секретами: как на протяжении столь долгого времени оставаться компанией, которую любят клиенты и сотрудники.

Секрет первый: как начать

Скажем сразу: команда единомышленников, которая основала бренд, новичками в бизнесе не была. Кроме того, принципы, по которым «Блины» будут работать, определили сразу: натуральный, вкусный продукт, честные порции и наценки, теплое отношение к клиенту. Идея клиентоцентричности стала ключевой и сейчас под нее перестраивают весь бренд, рассказал  соучредитель бренда «Сибирские блины» Владимир Бурковский. А атмосфера дружбы перешла и на сотрудников: основатели стремились сделать компанию комфортной для тех, кто в ней работает, дать поддержку и наставника новичку, также показать, куда развиваться.

«На сегодня мы превратились в отлаженный четко действующий рабочий механизм , прошедший проверку сильными экономическими потрясениями и рисками. И что немаловажно, в течение стольких лет при решении сложных вопросов мы всегда находили и находим компромиссы и в итоге взаимопонимание во всех звеньях нашей компании- это признаки устойчивости и залог дальнейшего успешного развития», — отметил Владимир Бурковский.

Сибирский блин стал ценен еще и с туристической точки зрения: теперь это гастрономическая гордость Томска, которую узнают везде, где бы она ни появлялась.

Секрет второй: узнать ценности своих гостей

Именно гостем, а не клиентом больше любят называть «Сибирские блины» своих посетителей. И со временем это стали не только студенты, но и все горожане, которые любят блины и домашнюю кухню. Как отметила коммерческий директор Екатерина Лясина, отталкиваться следует не от конкретного гостя, а от ситуации, в которой он захочет съесть блин.

«К примеру, те же офисные сотрудники, располагая временем, могут пообедать на бизнес-ланче в ресторане, а в ситуации, когда нужно перекусить по-быстрому предпочтут «Сибирские блины». Родителям, гуляя с детьми на улице, удобно взять нашу продукцию с собой, не прерывая прогулку. Студенты любят проводить время после занятий в кафе большими компаниями, и мы создаем для этого условия», — рассказала Екатерина Лясина.

Также «Сибирские блины» — не только про еду, но и про ценности. В 2019-ом году в рамках проекта  «Ценностное ориентирование» компания изучила свою аудиторию и то, что для нее важно при выборе места, где поесть. И согласно этому меняется навстречу гостям. Так рождается клиентоцентричная система, которая строится на предугадывании желаний и ожиданий посетителя.

«В нулевых только начала подниматься эта тема, сервис был на уровне: «не нахамили —и хорошо», в 2010-х стала появляться клиентоориентированнасть, а вот в 20-х ее стала вытеснять клиентоцентричность. Сейчас клиент не будет говорить о том, что ему не понравилось и что бы он хотел изменить, он просто уйдет туда, где ему лучше. Выбор сейчас огромный, рынки сферы услуг перенасыщены. Поэтому сейчас мы запускаем проекты по клиентоцентричности: изучаем нашу аудиторию, сами проходим путь гостя,  в мельчайших деталях выстраиваем Customer journey maps, смотрим за реакцией. Иными словами играем на опережение, чтобы реально быть тем местом, куда хочется возвращаться», — отметила Екатерина Лясина.

Секрет третий: стать местом притяжения «правильных» сотрудников

Набрать хорошую команду — задача на миллион для любого бизнеса. А для общепита, где высока потребность в работниках — тем более. И здесь блины выбрали свою стратегию: сделать атмосферу внутри команды комфортной, а возможности каждого — широкими. В компании можно обучаться новым профессиям, стать наставником, прийти на лето, если ты студент и выбрать то, что интересно.

«Управление по ролям дает нашей компании возможность широкой внутренней переквалификации. Наши сотрудники осваивают функционал другой профессии. Например,  повара-блинопеки прошли обучение, сдали экзамен и кроме своего основного функционала  берут на себя роль куратора, тренера, табельщика, консультанта», — отметила руководитель отдела по управлению персоналом Ирина Бакатнюкова.

Сотрудник «Сибирских блинов» — добрый и заботливый, внимательный к каждому гостю. Он честный профессионал своего дела и ему можно доверять. Конечно, любит готовить и хочет видеть гостя снова!

У «Сибирских блинов» есть целый корпоративный университет для новичков! Студенты сдают сессии и даже могут получать стипендию плюсом к зарплате. Опытные сотрудники каждый месяц участвуют в игре «Развитие», чтобы показать уровень знаний и предложить, как улучшить сеть. Баллы игры также превращаются в рубли. 

Именно с изменением подхода к своим сотрудникам связано новое понятие: бирюзовость компаний. Это путь  от жесткой иерархии и регламентам к линейному подходу и повышению значимости каждого сотрудника, работе не для показателей, а для интереса. И «Сибирские блины» к этому так же стремятся. 

«Идеология нашей корпоративной культуры соответствует ее названию  «Ценностно — ориентированная командная культура».  Вместо подразделений у нас команды,  которые  перешли на   самоуправление  и самоорганизацию. Вместо планов по продажам и  KPI — общая цель и ценности. Наша цель звучит гордо: «Каждый наш гость счастлив».  Вместо должностей и должностных инструкций – роли и паспорта к ним. Вместо тотального  контроля и разбора полетов  – обратная связь и коуч – диалоги, — отметила Ирина Бакатнюкова.

Секрет четвертый: вкусная еда по доступной цене

Рецепт теста для блинов – большой секрет до сих пор, а начинки такие качественные и разнообразные, что в несколько блинов может уместиться комплексный обед. Так, любимые блины томичей — неизменная классика: блин с ветчиной и сыром, Цезарь и Деревенский.

«Мы идем в ногу со временем и следим за актуальностью тех или иных продуктов и гастрономическими трендами. Есть неизменная классика: красная рыба и икра, фарш, ветчина — наверное, эти позиции будут в нашем меню всегда. А есть тренды, которые выходят на свой пик, а затем интерес к ним спадает. Так в нашем меню в свое время были блин с курицей терияки, блин хот-дог, фахитас и многие другие. Важно успевать следить за тенденциями, встраиваться в них и вовремя ротировать ассортимент», — рассказала коммерческий директор Екатерина Лясина.

При этом, продукция остается доступной по цене в сравнении с теми же федеральными сетями нашего сегмента. В определении стоимости блинов компания ориентируемся на рынок общественного питания, в особенности на QSR.

«Мы действительно хотим, чтобы наш продукт был доступен каждому желающему. И даже сейчас после весеннего скачка цен мы не поднимали розницу. Не стану утверждать, но, возможно, мы единственные из общепита, кто сделал такой выбор. В этой ситуации мы сделали упор на работу с поставщиками, мониторинг, постоянный поиск и отработку нового сырья, переговоры — мы принимаем все меры, чтобы не поднимать розницу. И  отклик со стороны гостей очевиден», — отметила Екатерина Лясина.

Секрет пятый: безопасное производство

Конечно, продукция должна быть безопасной как при ее производстве, так и для клиентов. Поэтому компания активно формирует у себя культуру  безопасного пищевого производства. В частности — реконструировала Кемеровский цех.

«На определенном  этапе развития бизнеса нам стало ясно, что существующие производственные  площади стали тесными, а технологическое оборудование требует модернизации. Решение учредителей компании было однозначным – строим новое производство. В течение трех лет мы искали площади, разрабатывали и утверждали проект нового комплекса, подбирали современное технологическое оборудование — и в 2019-ом году мы его запустили», — рассказала соучредитель бренда «Сибирские блины» Инна Трейго.

Для безопасности приготовления и производства у «Сибирских блинов» достаточно высокие требования к состоянию здоровья и гигиены работников, транспортировки приема и хранения сырья и продукции; сбора и хранения отходов; дезинсекции; работы в соответствии с  системой менеджмента безопасности пищевой продукции (ХАССП).

Секрет шестой: создать уютный и уникальный стиль

Логотип «Сибирских блинов» — петушка на фоне солнца, узнают уже не только в Томской области. Появился он неспроста, рассказала дизайнер Ирина Лисова. Ведь блины — это и есть символ солнца. 

Нынешний вариант логотипа появился в 2020 году: петушка развернули на 180 градусов, также в лого компании можно увидеть очертания сердца и даже жест виктория-победа. А фирменные цвета компании — красный и желтый — символизируют изобилие, зрелые хлеба, жизнь, красоту и любовь.

В большинстве кафе-блинных уже прошел ребрендинг. Скоро все блинные «Сибирские блины» будут оформлены в соответствии с новым брендбуком. Если раньше паттерном была хохломская роспись, то сейчас фирменный стиль компании стал более лаконичным, но мягкость фирменного стиля осталась. Элементы айдентики — волнистые линии, рисунок-клетка, добавили каждой из точек особого уюта.

Секрет седьмой: любить свой регион и включаться в его жизнь

Блины могли бы выйти на всю Россию, однако в основном развивается в пределах  Томской области. Они представлены в Томске и Северске, также планируют проанализировать рынки районных центров региона.

«У нас был опыт продажи франшизы в 2005 году. Опыт был не совсем удачным, поэтому тогда мы для себя эту тему закрыли и решили развиваться только самостоятельно. Но мысль о развитии  бренда «Сибирские блины» через франшизу  не покинула наши светлые головы.  Все последующие годы  мы продумывали упаковку  «безопасной» франшизы, анализировали рынок, консультировались с экспертами в этой сфере, обсуждали различные варианты, оценивали риски. На сегодняшний день ведется более детальная работа по формированию франчайзинг предложения для рынка. Надеюсь, что в 2022 -2023 годах нам удастся начать масштабироваться  с помощью франшизы», — отметила соучредитель бренда «Сибирские блины» Наталья Лугина.

Также сеть зашла в главный Кузбасский горный курорт Шерегеш, и хотят там развиваться через участие в различных активностях, которые организует  руководство курорта.

Однако и сами «Сибирские блины» создают свою экосистему и участвуют в жизни региона: в формате выездной торговли, в качестве спонсоров и информ-партнеров. Например, за поддержкой к компании часто обращаются студенческие организации, и находят ее!

«Часто мы идём на сотрудничество, хотя для нас это не имеет никакого профита. Просто мы  помним наши корни: изначально «Сибирские блины» предназначались для питания студентов. Недавно мы принимали первокурсников на практику в отдел маркетинга и рекламы. Мы постарались дать максимум пользы юному поколению, потому что понимаем: за ними – будущее. Мы вкладываем смысл в каждое наше действие, ведь  нам важно, что человек унесет с собой после того, как мы распрощаемся. Философия бренда такова: мы всем сердцем любим родной край и поддерживаем молодежь, которая в дальнейшем и будет творить историю Сибири», — отметила руководитель отдела маркетинга и рекламы Мария Дицель.

«Сибирские блины» вносят вклад в развитие Томска и Кузбасса разными способами: субботники, экскурсии в кафе, конференции. Например, в апреле соучредитель бренда Наталья Юрьевна Лугина присутствовала на Саммите   гостеприимства Сибири, где обсуждали вопросы развития регионального туризма.

Компания открыта к сотрудничеству: