Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Напряженно, пугающе и с душой: каким получился триллер «Черный телефон»?

22:04 / 22.08.22
4421

Рассказываем о хорошем фильме ужасов

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. Осторожно, спойлеры. 18+

После выхода «Черного телефона» многие рецензенты и критики начали в один голос заявлять о том, что фильм получился предельно пресным, неинтересным и несмелым. Ссылаясь на то, что первоисточник в виде одноименного рассказа дает больше саспенса, ужаса и страха, они пишут, что фильм стал провалом Скотта Дерриксона, автора «Синистера», первого «Доктора Стрэнджа» и «Шести демонов Эмили Роуз». Все ли настолько плохо или автору удалось привнести свой неповторимый пугающий почерк в историю о взрослении подростка? Обо всем по порядку.

Сюжет разворачивается в пригороде Денвера в конце 80-ых. Главный герой — 13-летний подросток по имени Финн, у которого есть немного странная, но смелая, умная и любящая младшая сестра; отец-алкоголик, который любит избивать своих детей; друг-мексиканец, спасающий героя от местной шпаны, и та самая агрессивно настроенная гоп-компания. Также в их городе орудует некий маньяк-похититель по прозвищу Граббер, который схватил уже очень много детей, после чего тех никто так и не смог найти. После исчезновения своего друга Финн начинает бояться, что Граббер доберется и до него, что, в конечном счете, и случается. Однако, от своей матери в наследство Финн с сестрой получили экстраординарные способности, через которые одна видит будущее и прошлое через сны, а главный герой способен общаться с мертвыми, которые и помогают ему победить странного и жуткого маньяка.

История, на удивление, не лишена мистического оттенка и различных сверхъспособностей у главных героев. Хоть окружающий мир и не располагает к этому. У нас есть захолустный американский городок, где очень жестокие дети и совершенно безразличные родители — все в самых лучших традициях Стивена Кинга и его «Оно». На первый взгляд кажется, что на этот раз героям придется разбираться самостоятельно и помощи свыше ждать не придется, ведь проблема максимально реалистичная, а главный злодей не обладает какими-то потусторонними навыками и умениями. Он просто больной и опасный садист, который любит воровать детей, играть с ними в жестокие игры и убивать по истечению определенного времени.

Но мистическая составляющая на удивление плавно и грамотно ложится в созданный мир, не являясь ультимативным способом решения проблем или прямым путем для спасения главного героя. В какой-то момент вообще складывается впечатление, что все те духи погибших детей, что наставляли Финна в заточении — это попытка его мозга справиться со стрессом и очень опасной ситуацией, а никаких призраков и вовсе не существует. Под самой же фабулой страха и ужаса, что мастерски воспроизводит Дерриксон с помощью полюбившихся еще с «Синистера» съемок на ручную пленочную камеру, рванного монтажа и инфернальных саундэффектов, скрывается не столько детективный триллер про похищенного подростка, сколько история о важности взросления и обретения внутренней уверенности.

Тут все становится похоже на «Оно» еще сильнее. У главного героя есть непреодолимое препятствие, которое как нельзя лучше ложиться на его семейный и личностный конфликт, так что слова его друга «Рано или поздно тебе придется постоять за себя» превращаются в микроспойлер, который действительно поможет предугадать концовку фильма. И если в условных «Пленницах» Вильнева мы не получаем так нужный нам хэппи-энд, то в «Черном телефоне» он просто необходим, но и оправдан с точки зрения сценария. Если бы главный герой не одолел своего дракона, то первую часть фильма можно было бы смело выбрасывать в мусор. Он бы не сработал на таком эмоциональном уровне.

Так что «Черный телефон» — это не просто триллер, фильм ужасов или еще какой определенный жанр, чья главная идея показать страх и саспенс, напугать своего зрителя, но более глубокое и с какой-то точки зрения дидактическое произведение о трудностях взросления и преодоления своих личных ужасов. Как и «Оно», новая работа Дерриксона является очень гуманистским учебником о любви к своей семье, своим друзьям и людям, что тебя окружают, какими бы злыми и несносными те не были. И рассматривать только с точки зрения ужастика «Черный телефон» точно не стоит.

Еще одним серьезным плюсом является мастерски воссозданная атмосфера США 80-ых, где дети боятся самых примитивных фильмов ужасов, слушают музыку тех времен, переживают об актуальных для того времени событиях и мечтают стать кем-то великим. А подобное настроение отлично резонирует уже с сериалом «Очень странные дела», который невольно помогает зрителю погрузиться в уже такую знакомую загадочную и мистическую атмосферу.

К минусам стоит отнести хронометраж и, все-таки, недостаточное количество заявленного в трейлерах ужаса. При вынужденной камерности фильма остается слишком много вопросов и к поведению главного злодея, и к поведению полиции, и к некоторым решениям главных героев. Но подобные недочеты явно не бросятся в глаза при первом просмотре. Так что если устали от плохих голливудских фильмов, Скотт Дерриксон решил снять хороший, и игнорировать его точно не стоит.

18+