Источник фото: Tomsk.ru
Актуальное

Как привить ребенку любовь к учебе: томский психолог с 25-летнем стажем о семи правилах счастливой школы

21:00 / 05.10.22
9777

Главное не учеба, главное – любовь

Мы в социальных сетях:

Школа, уроки, репетиторы, дополнительные курсы – немало детско-родительских отношений поломалось об учебный процесс. Как сделать его увлекательным и максимально безболезненным – рассказывает томский детский психолог с 25-летним стажем Ирина Кустова. Особенно актуально в преддверии начала учебного года. Он станет гораздо легче, если соблюдать эти правила. 

Правило №1 «Нагрузки»

Особенно в первой четверти у ребенка должно быть достаточно времени для отдыха и времени, в которое только он сам решает, чем хочет заниматься. Особенно после долгих каникул нагрузка должна быть постепенной для здоровой психики ребенка.

Правило №2 «Выполнение домашних заданий»

Важно научить ребенка учиться, сделать это его ответственностью. Чтобы выполненные уроки были в его же интересах.

Запомните алгоритм:

  1. родитель показал
  2. сделали вместе с ребенком
  3. ребенок делает сам

 

Используйте алгоритм позитивной критики:

  1. отметить то, что получилось
  2. обратить внимание ребенка на то, что можно улучшить
  3. снова отметить то, что получилось хорошо

Такой алгоритм оставит желание пробовать учиться и сохранит ваши отношения лучше критики. 


  • Начинать выполнение домашних заданий желательней с письма. Можно чередовать их с устными задачами.
  • Помните, что в разном возрасте ребенок может концентрировать внимание на разное количество времени
    Поэтому обязательно делайте перерывы и давайте отдых.

Правило №3 «Поддерживайте»

Запомните фразы, которые точно подбодрят и продемонстрируют вашу поддержку: 

  • Похоже, тебе самому нравится, как у тебя классно выходит
  • У тебя все получится! Я в тебя так верю!
  • Я верю, что ты справишься
  • Ну как красиво ты умеешь писать! Очень аккуратно!
  • Ты так отлично учишься по изо/физре/литературе (выберете свое). Я вот совсем не умею рисовать, научишь меня!?
  • У меня в школе тоже бывали тройки. Это не повод расстраиваться, давай вместе подумаем, как можно исправить?
  • Я всегда готова помочь, если ты попросишь
  • Спасибо, что соблюдаешь договоренность и делаешь уроки до того, как идти гулять
  • Ты так старался над этой Олимпиадой! Давай отпразднуем твой результат?
Правило №4 «Любыми способами сделайте тему школы положительной»

«Найдите точки, в которых вопрос школы становится максимально невыносимым для вас и для ребенка (они не обязательно совпадают). Целенаправленно обсудите, как это можно исправить. В таком мозговом штурме никто ни в чем не виноват и не агрессирует, вы просто из интереса ищите классный вариант, как избавиться от тяжести школьных будней. Проговорите, кому что не нравится и, как бы вам хотелось. Проявите творчество – пишите, рисуйте, разыгрывайте сценки. Экспериментируйте и не сдавайтесь», – рассказывет Ирина Кустова.

Правило №5 «Отдайте детям то, что они в силах сделать сами»

«Все родители хотят детской ответственности в теме школы. И почти все контролируют сделаные уроки, собирают портфель, будят в школу. Парадокс, правда? У вашего ребенка не будет шанса на инициативу, самостоятельность и ответственность, пока вы указываете ему, что, когда и как делать. Ребенок в 8 лет в силах встать по будильнику. Только чувства ребенка, опыт и последствия опаздания могут настроить «внутренний будильник».  Такие умения, как собрать портфель, приготовить форму, не забыть сменку и еще много всего, важно учить, соблюдая алгоритм: родитель показал – сделали вместе с ребенком – ребенок делает сам. Так происходит передача любой ответственности. Просто у всего свой срок первых двух этапов».

Правило №6 «Перестаньте говорить с ребенком в повелительном наклонении»

«Куда ты собрался? Марш в комнату учить русский!» или «Сын, у тебя завтра контрольная? Что планируешь сделать, чтобы написать ее хорошо? Могу ли я чем-то помочь?» – чувстуете разницу? Вообще, правильный вариант — третий,  когда контрольная беспокоит самого ребенка, а не родителя. Но суть данной рекомендации в вашем посыле – либо вы рядом и направляете, либо вы наваливаете сверху».

Правило №7 «Помогите ребенку привлечь в обучение именно его таланы и интерес»

«Вы как близкий человек, который поддерживает, можете помочь ребенку найти интерес в том, что ему сложно дается. Например, если он любит кататься на самокате, то физика поможем понять, как выполнять трюки. Если любит путешествовать или хочет жить в другой стране – это повод учить языки». 

Еще один важный фактор – дать ребенку получать собственный опыт. Даже если он будет не очень положительным. Ведь главное не то, что мы ошибаемся, а как мы это исправляем – невозможно учиться без неудач.

Но главное, по мнению Ирины Кустовой, помнить, что уроки и оценки никогда не могут быть бОльшей ценностью и важностью, чем отношения с ребенком. Родители часто это забывают. Потому что школа ооднажды закончится, а ваши сформированные за 11 лет школы отношения останутся с вами.