Источник фото: Фестиваль городских ресторанов «ЕСТЬ!»
Авторские материалы

«Создать атмосферу праздника»: Tomsk.ru поговорили с организаторами фестиваля городских ресторанов «ЕСТЬ!»

21:03 / 25.08.22
4245

Дарья Абдрашитова расскажет о грядущем фестивале

Мы в социальных сетях:

Уже на этой неделе, 26 и 27 августа, в Томске пройдет фестиваль городских ресторанов «ЕСТЬ!», который готовит очень много сюрпризов, приятных активностей и необычных мероприятий для томичей и гостей города. Чтобы приоткрыть тайну и больше узнать про идеологию фестиваля, Tomsk.ru пообщались с организаторами «ЕСТЬ!» директором по маркетингу сети кондитерских TORTA и кафе «Гости» Дарьей Абдрашитовой и управляющим партнером сети кондитерских TORTA и кафе «Гости» Оксаной Березиной.

Для большего удобства мы разделили эти интервью на два. И сегодня нашей собеседницей стала Дарья Абрашитова. Она рассказала нам об истории фестиваля, важности таких событий для города, культуре еды и о том, что и как гости фестиваля будут «ЕСТЬ!». Но обо всем по порядку.

Расскажи про первый фестиваль, как проходила его организация?

Мы с Ритой Горезиной [одна из организаторов первого фестиваля «ЕСТЬ!» в 2019 году, — прим. ред.] придумали свой фест, он назывался «Приходи голодным». Но потом мы увидели, что в Уфе провели первый фестиваль городских ресторанов «ЕСТЬ!» в 2018 году. Он был создан Дмитрием Левицким, и у них была идея, чтобы событие проходило в других городах, что нам и удалось реализовать. Для нас бесплатно передали весь брендинг фестиваля, и мы начали работать. Там не было каких-то жестких инструкций: что делать на фестивале, а чего не стоит. Нам просто доверили этот фест.

Впервые он прошел в 2019 году в Томске, и собрал на одной площадке 30 тысяч гостей. В целом, все было классно, но люди жаловались на то, что было очень мало места. Тогда мы поняли, что нужно расширять территорию.

Зачем, на тот момент, Томску нужен был подобный фестиваль?

Я считаю, что каждому городу нужны такие фестивали. Они вызывают интерес к жизни в своем городе. Мы живем в Томске, и нам не хочется, чтобы томичи уезжали на выходные в другие города, потому что там больше движухи. Мы хотим, чтобы они оставались в городе, и попадали уже на местные события и праздники. Это небольшой вклад в развлекательную составляющую города, чтобы люди поняли, что тут тоже есть что-то интересное, ради чего можно остаться.

Какой фидбек вы получили от первого фестиваля?

Фидбек был шикарным! Что-то вроде «Слава богу, что в Томске что-то подобное проходит!». Нам много говорили, что фестиваль получился стильным, что там было очень много красивых людей. Часто говорили, что получилось «как в Европе», такой кулуарный и небольшой. Говорили, что там просто приятно было находиться. А у нас была задача: хлеба и зрелищ. Зрелище — это то, как мы все оформили, ну а хлеба там и так было достаточно.

А кто все-таки больше выигрывает от таких фестивалей? Томичи или же городской бизнес?

Здесь есть даже три выигравших стороны. В первую очередь, участники фестиваля, рестораторы. Они зарабатывают и очень хорошо себя рекламируют. Вторая сторона — это гости. Их победа в том, что им есть что вспомнить, что рассказать, что сфотографировать, что поесть. И последняя сторона — это организаторы. Даже если не финансово, то мы выигрываем идеологически.

То есть после фестиваля люди действительно начали ходить в заведения чаще? Просто у меня есть убеждение, что томичи не в курсе многих заведений в городе.

И ты прав, было удивительно, когда ко мне подходили люди и говорили: «А что, у нас есть такой ресторан?». И спрашивали об очень популярных заведениях. Вообще не понятно, как это возможно.

Еще немного по поводу первого феста. Какие бы ты выделила положительные и отрицательные моменты?

В маленький плюс, но в большой минус можно занести то, что все-таки было тесновато. Людям негде было «разгуляться». Второе — нам не хватало посадочных мест, сейчас мы увеличиваем посадку, но в городе оказалось очень сложно найти стулья и столы. Еще один минус: мы еще не такой крутой фестиваль, так что мы не можем привести какого-то крутого хэдлайнера. Очень хочется привести какую-то классную группу, но это еще плюс пять миллионов к общей смете. Но это был бы просто взрыв! Позволить такого мы пока что не можем, но стремимся к этому.

Главные плюсы в том, что фестиваль был очень красивым и частным. Мы постарались максимально продумать все нюансы, чтобы исключить форс-мажоры.

А городские власти потом к вам сами обращались? Предлагали провести что-то еще?

Вообще, уже в ноябре 2019 года мы начали формировать презентацию нового фестиваля в 2020 году. И там администрация на нас вышла сразу: предложили абсолютно бесплатно провести его на Ново-Соборной, пообещали подключить электричество. Но в итоге пришел ковид.

Все стало проще только в июле этого года, когда сняли ограничения, тогда мы решили провести фестиваль. Организовать его можно было без проблем, а вот найти спонсоров и финансирование — задача намного сложнее. Но мы все равно решили делать «ЕСТЬ!».

Раз уж речь зашла про пандемию. Можно ли сказать, что она сработала как некий объединяющий фактор, который смог сплотить между собой разные заведения и бизнесы города? Появились разные чаты, появилась ассоциация. Хоть какие-то плюсы от пандемии были?

Есть два главных плюса для бизнеса. Первый — люди начали работать. До этого работа шла не на 100%, а когда ты понимаешь, что ты уходишь в серьезный кассовый разрыв, то начинаешь очень много трудиться. Просто потому что не было другого варианта. Второй плюс — стало больше совместных встреч, которые стали приносить результаты. Очень интересно, но в 2019 году была цель — создание ресторанного сообщества хотя бы с помощью чата в WhatsApp, как бы это странно не звучало. И это послужило классной возможностью. Там были многие заведения города, которые начали решать общие проблемы.

Сейчас ресторанный бизнес Томска вышел из этого пандемийного кризиса?

С момента введения QR-кодов до настоящего времени у нас так и не произошло возвращения на допандемийные показатели. Если раньше люди просто боялись заразиться, то сейчас они стали активно экономить деньги. Да, они ходят в заведения, но делают это намного реже. Сокращается глубина чека. Это то, сколько блюд и напитков у тебя должно быть. Условно, в ресторане ночного типа человек может заказать по три блюда и по три напитка, а сейчас остается одно блюдо и один напиток. Люди хотят ходить, но не могут себе позволить делать этот так, как раньше.

Какие пандемийные последствия для томского ресторанного бизнеса сейчас можно назвать необратимыми?

Есть очень серьезная беда в нашем деле — это отсутствие кадров. У профессий «повар», «пекарь», «официант», «менеджер зала» после пандемии необратимо упал авторитет. Это та профессия, на которую точно нельзя рассчитывать, потому что в нынешних реалиях запросто можно остаться без дела. И очень много людей в нашей сфере остались без работы. Нужно поднимать профессии авторитет, нужно давать ей вес. Моя фудвыставка на Ново-Соборной — это один из тех шагов, который может показать, что наша работа важна.

Ясно, что в пандемию было не до этого, но не появлялось ли идеи провести какой-то альтернативный фестиваль?

А мы и проводили. В апреле в Томске был фестиваль «Лучший завтрак Сибири». Обычно в таких фестах задается какая-то тематика, рестораны принимают участие и готовят новый сет за фиксированную стоимость. И это было очень удобно и круто. В течение трех недель в девяти томских ресторанах существовало фестивальное меню, были разные сеты за одну цену, куда входили три блюда. И лично у нас в «Гостях» произошло увеличение продажи завтраков в два раза. Мы были в шоке.

Последний и актуальный вопрос: чего в первую очередь стоит ждать томичам на фестивале городских ресторанов «ЕСТЬ!»?

Отличного настроения. Нам важно создать атмосферу праздника, чтобы люди уходили с невероятными ощущениями. И, конечно, нужно готовить животики. Я действительно советую всем купить ферментов, чтобы можно было попробовать как можно больше еды. Потому что мы поставили задачу ресторанам — сделать какой-то необычный продукт. И они однозначно приготовили что-то максимально интересное.