Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Кнопка «идеального ребенка»: как IT-предприниматель Сергей Дорофеев искал подход к детям с помощью нейропсихологии

10:00 / 21.09.22
7781

Сергей Дорофеев однажды тоже с удивлением обнаружил, что поведение его дочек далеко от идеального

Мы в социальных сетях:

Три года – тот возраст ребенка, когда взрослые перестают идеализировать свое родительство. Маленький миленький человечек вдруг становится невыносимым, переживая свой первый полноценный кризис – и отношения дают трещину, которая дальше становится только глубже… Известный в Томске IT-предприниматель, сооснователь компании Rubius Сергей Дорофеев однажды тоже с удивлением обнаружил, что поведение его дочек далеко от идеального. И начал искать «кнопку», которая бы направила их неукротимую энергию в конструктивное русло, даже прошел курс по нейропсихологии в британском университете. Подробнее – в новом выпуске проекта «Супер-отцы».

Суббота, время – примерно час дня. У девятилетней Сони, старшей дочери в семье Дорофеевых, только что закончились занятия в музыкалке, она приехала в офис папы. Ее ждет тренер по шахматам Rubius Academy, и следующий час они увлеченно рубятся, что-то шутя про королев и слонов.

— Когда мы с Сергеем (тренером) познакомились, я посмотрел, как он работает с детьми, то предложил Соне попробовать. Они сыграли раз, два, а потом Соня стала сама проситься, — рассказывает Сергей Дорофеев. – Если честно, я сам не особо шахматист: мне что-то более быстрое надо…

— Папа — торопыжка! – Соня на несколько мгновений отрывается от доски.

— Соне нравится, это самое главное, — улыбается папа. — Ребенок должен сам выбирать сферы своих интересов, а не реализовывать комплексы родителей.

«Считается, что долгосрочная мотивация формируется у детей после 10 лет, до этого возраста  нормально, что ребенок постоянно меняет кружки, секции, — рассказывает Сергей Дорофеев. — До 10 лет он не знает, какие у него сильные, а какие слабые стороны. Он сам себя еще изучает. Поэтому одно попробовал, другое попробовал… После 10 лет дети уже могут работать вдолгую, использовать силу воли, преодолевать сложности ради далекого результата. Тогда нужно с ними договариваться: раз ты принял решение этим заниматься, то год должен отходить».

Старшая дочь у Сергея родилась, когда ему было 28 лет. Вторая дочь, Оля, появилась 2,5 года спустя. Сын Миша – самый маленький член семьи, ему почти 9 месяцев. Они много времени проводят вместе: гуляют, читают, играют (например, последнее увлечение – карты). Девочек Сергей приучает к труду, для этого даже завели дачу:

— Не хочу, чтобы они выросли избалованными, поэтому у каждой есть домашние обязанности. Они ездят на дачу, сажают и копают картошку. Так они понимают, откуда происходит еда. Важно, что они вкладывают свой труд, пусть и символический, и с гордостью могут заявить: сами картошку вырастили!

В офисе Rubius есть музыкальная комната, музыкой занимаются все Дорофеевы (исключая пока самого младшего): Мила закончила музыкальную школу по классу фортепьяно, Сергей –  аккордеона, но играет также на гитаре, балалайке, барабанах, осваивает фортепьяно. «Музыка учит воспринимать эстетику окружающего мира, она развивает эмпатию – soft skills №1. Плюс координация и мелкая моторика (помните фразу: «Ум ребенка – на кончиках пальцах»), плюс понимание математических законов, которым подчиняется музыка. Ну а сольфеджио воспитывает силу воли», — улыбается Сергей Дорофеев.

Как и все родители, Сергей тоже столкнулся с тем, что в определенные периоды поведение его дочерей было, так скажем, далеким от идеала. И начал «искать кнопку», которая бы направила их неукротимую энергию в конструктивное русло.

«Воспитывать хочется не так, чтобы ремень и угол, а учиться договариваться, управлять их импульсами, — говорит Сергей. –  Сначала я увлекся психологией – это универсальная наука, которая влияет на многие аспекты нашей жизни. Потом – нейропсихологией, где поведение изучается на уровне химических реакций. Даже прошел онлайн-курс и сдал экзамен в британском университете! Было интересно узнать, откуда эмоции берутся, как дети взрослеют, как меняется гормональный баланс и как гормоны управляют поведением (особенно в подростковом возрасте). Я осознанный родитель в этом плане – хочу понимать, что с детьми происходит, и правильно направлять, чтобы проходить кризисы более гладко и менее травматично для всех членов семьи».

«К тому же  моя работа как руководителя связана с работой с людьми, а люди – это по сути своей те же самые дети, только у них сверху еще есть скорлупа. А все внутренние все реакции, импульсы остаются детскими», — говорит Сергей.

Например, пресловутый кризис трех лет психология называет одним из самых серьезных кризисов человека. Ребенок взрослеет, отрывается от родителей, прощупывает границу: где он, а где мама с папой, где его желания, а что ему навязано…

— В этот период многие начинают разочаровываться в своем родительстве, потому что не могут справиться с ребенком – в нем что-то ломается, он начинает все крушить, разрушать отношения с родителями. Делает это даже с нескрываемым остервенением… У родителей руки опускаются, они начинают кричать на ребенка,  разрушают связь с ними. Это плохо и не правильно. Ребенок так ведет себя не потому, что ему нравится пакостить: он сам от этого очень сильно страдает, но не может по-другому. Так устроено человеческое развитие, — подчеркивает Сергей Дорофеев. — И родитель  на этом этапе жизни должен быть терпеливый, понимающий и сочувствующий. Объяснения вряд ли помогут – это только вызовет отторжение. Только терпение и любовь.  Вообще, любой кризис —  это терпение  и любовь. Что с детьми, что с супругами, что с сотрудниками и коллегами.

«Я вообще удивляюсь, почему в  школе нас не учат именно таким базовым вещам, которые нужны абсолютно каждому – как жить в семье дружно, как воспитывать детей, как решать конфликты, как развивать лидерские качества. В России пока не понимают важность soft skills – на первое место поставлены hard skills: выучить, вызубрить. Но именно гуманитарное, общечеловеческое должно быть в основе», — считает Сергей Дорофеев.

«С точки зрения психологии не так важно,  сколько времени ты проводишь с ребенком – важно качество этого времени. Причем самые важные моменты – это приветствие и прощание: как его встретишь и как попрощаешься, сильнее всего откладывается в памяти, — рассказывает Сергей Дорофеев. – Ты должен интересоваться жизнью ребенка, его проблемами, и искренне сочувствовать этим проблемам. Принцип активного слушания – это вообще какая-то магия! Фантастически работает. Например, укладываешь ребенка спать – он не хочет. По классике следует эскалация конфликта: ты применяешь силу, он орет… Но можно и по-другому: «Ты не хочешь спать, правда?» — «Не хочу!!!» — «Наверное, потому что не наигрался?» — «Не наигрался!!!». Ребенок рассержен, но когда ты проговариваешь его мысли, он с удивлением обнаруживает: папа – это не просто бездушный механизм, который его хочет загнобить и заставить спать. Папа его, оказывается, понимает».


Историю Сергея слушайте в подкасте: 


— Чем ты старше, тем ты сознательнее, тем спокойнее относишься к шалостям, — вспоминает Сергей свою «отцовскую эволюцию». — Вначале у тебя есть идеализм – ты должен быть идеальным родителем, у тебя должны быть идеальные дети. А потом более снисходительно, с юмором относишься ко многим вещам. Больше радости получаешь. Молодыми ведь детей заводят либо по глупости, либо потому что НАДО. Но ценности только устаканиваются, амбиции прут, work-life balance еще не выстроен, и с детьми бывает сложно. Только ближе к 40-ка годам понимаешь: вот она, самая главная ценность. Все остальное вторично: сегодня проблема есть, завтра нет, а дети всегда с тобой. Так что, надеюсь, Миша у нас не последний…


Все выпуски проекта «Связано по-томски» здесь.