Источник фото: Tomsk.ru / ТПУ
Интересное

«Не забывай, чему тебя учили в вузе»: Томский политех готовит узкопрофильных инженеров-химиков, которых не надо доучивать

12:10 / 05.10.22
6893

В Томском политехе переосмыслением подходов к подготовке инженеров занимаются давно и глубоко

Мы в социальных сетях:

Инженер, и особенно инженер с компетенциями химика – это человек, который найдет работу очень быстро: промышленность в России бурно развивается, а без химии невозможно ни добыть и переработать нефть, ни произвести лекарства, ни создать новые материалы. Выпускник новой магистратуры «Химическая инженерия» Томского политеха найдет работу даже до того, как он об этом задумается — потому что выйдет из университета профильным специалистом, которого не надо доучивать. А профиль он выберет более чем из 25 треков: инженер-исследователь, инженер цифрового проектирования, технолог, аналитик, системный инженер и т.д. Как добиться полной (и реальной!) индивидуализации обучения — в спецпроекте tomsk.ru и ТПУ «Эра инженера». Бонусом расскажем, как увеличить мощность НПЗ без капитальных затрат в три раза.

В Томском политехе переосмыслением подходов к подготовке инженеров занимаются давно и глубоко. В программе Минобрнауки России «Приоритет 2030», участником которой и является ТПУ, один из стратегических проектов – это «Новое инженерное образование». О нем мы разговаривали с директором Института развития инженерного образования ТПУ Романом Лаасом.

— В России в год производится больше 4,5 млн тонн полимеров
— Добывается нефти больше 524 млн тонн
— Продается более 30 млрд упаковок отечественных лекарств
— Перерабатывается около 7 млн баррелей нефти в сутки, доля России в мировой переработке – около 7%.

«Последние 10 лет в нашей стране нефтепереработка бурно развивается — после существенного застоя. Было построено значительное количество комплексов глубокой переработки нефти. В середине 2000-х глубина переработки на российских НПЗ достигала в среднем 75%, на 2019 год – 83,1%», — вводит студентов в курс дела профессор отделения химической инженерии ТПУ, руководитель программы «Химическая инженерия» Елена Ивашкина.

Весь сентябрь у «новеньких» магистрантов идет курс «Введение в образовательную программу». На ней прояснятся все тонкости: как выбрать нужный трек, какие исследования по выбранным тематикам ведутся в ТПУ, как подключиться к этим проектам. К концу месяца магистранты должны определиться с конкретной специализацией, в которую будут углубляться до конца обучения. Сегодня их знакомят, в частности, с нефтепереработкой – как одним из 25+ возможных треков.

— Чем принципиально отличается область добычи от области переработки? – спрашивает у аудитории Елена Николаевна.

— В переработке больше химии.

— Правильно. Переработка нефти – это чисто химическая область. Основными продуктами являются разные топлива – автомобильное, авиационное и т.д. Чтобы эти продукты получить, необходимо реализовывать технологические процессы с помощью сложного реакционного оборудования, с применением катализаторов, — поясняет Елена Ивашкина. – Каждый год нужны десятки тысяч профильных специалистов, они на вес золота: только в НПЗ в Ачинске потребность в кадрах – около 1 тысячи человек на ближайшие годы.

В Сибири восемь нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), самый крупный находится в Омске.

Кадровый голод в отрасли серьезный, подтверждает приглашенная на лекцию Наталья Шелехова, выпускница ТПУ, 15 лет отработавшая технологом и замдиректора по производству в нефтегазовой отрасли. Она поделилась интересным кейсом, как в 2008-м запускала НПЗ в Семилужках под Томском:

— Моя задача как инженера-технолога была в том, чтобы получить полный пакет документов для эксплуатации пожароопасного объекта. На это ушло 1.5 года, половина головы поседела. Умение работать с документацией – это первый шаг к тому, чтобы стать настоящим специалистом. Это ваша база как технолога. Второй шаг – оборудование и механизмы. Знать их – ключевая задача специалиста. В 2008 мы запустили две установки по переработке нефти проектной мощностью 100 тыс тонн в год. Но зоркий глаз технолога увидел, что основное  смонтированное оборудование имеет существенный запас прочности. Если заменить насосное оборудование, сделать переобвязку теплообменной группы и некоторые другие работы, можно увеличить мощность в два раза. В 2010 году мы это реализовали, но — не остановились, и в 2012 году, проведя небольшую реконструкцию, получили 300 тысяч тонн. Технология — это ваш хлеб.

Всего в новой магистерской программе «Химическая инженерия» пять тематических направлений, они совпадают ранее существовавшим программам в Политехе: «Химическая технология топлива и газа», «Цифровые технологии в проектировании нефтегазохимических производств», «Химическая технология высокомолекулярных соединений», «Анализ и контроль в химических и фармацевтических производствах», «Перспективные химические и биомедицинские технологии». Раньше это были программы Инженерной школы природных ресурсов (ИШПР) и Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий (ИШХБТ).

По словам Елены Ивашкиной, трансформация этих программ в единую магистратуру  «Химическая инженерия» началась около года назад:

«Невозможно, наверное, было уже существовать в прежнем формате, когда на уровне  магистратуры в ТПУ было пять отдельных программ, мало пересекающихся, с недостаточным количеством набора студентов. Предлагались четко сформированные траектории, ни шагу влево или вправо, — рассказывает она в интервью tomsk.ru. — Можно было что-то выбирать, но выбор был маленький — в плане дисциплин, образовательных  модулей и,  соответственно, дальнейших возможностей выпускника. Руководством университета была поставлена задача: как первый пилотный проект пересобрать именно программу по химической технологии. И двумя школами – ИШПР и ИШХБТ — мы запустили трансформацию, чтобы программы усилили друг друга и дали студентам уникальные компетенции». 

В каждой из пяти программ есть также пять ролей для этих областей, то есть как минимум 25 образовательных траекторий. Например, можно выбрать трек «инженер-исследователь для нефтепереработки» или «системный инженер на полимерном предприятии». Они реально индивидуальные, даже профессиональный английский преподается по-разному. Еще больше углубиться в специальность помогают микромодули, от «Методов молекулярной биологии и генной инженерии» до «Координационной химии».

Основная фишка программы в том, что в ее центре – студент. Он сам должен сделать осознанный выбор – составить свою траекторию самостоятельно. Поэтому программа и называется мультитрековой: будущий магистр сам (с помощью научного руководителя или куратора с предприятия) выбирает, что будет изучать, как и когда, и при этом четко понимать, зачем. Например, в профиле «Подготовка нефти и газа» — три обязательных модуля: технология промысловой подготовки нефти, технология промысловой подготовки газа,  оборудование нефтегазовой отрасли. И на выбор: химия нефти и газа,  современные методы анализа нефти и нефтепродуктов, Python для задач химической технологии и т.д.  

«Но при этом, ставя в центр студента, мы закрываем потребности, которые сегодня испытывает химическая  промышленность, —  подчеркивает Елена Ивашкина. — Главная задача вуза – готовить кадры для индустрии. Ее решению способствуют все инструменты, которые заложены внутри программы: и привлечение специалистов-практиков, и сетевая форма взаимодействия с другими вузами, и кейсы, и  проектная работа, и узкоспециализированные траектории».

«Я заканчивала ТПУ в начале 2000-х годов как химик-технолог, нам дали хорошее базовое образование. Я осталась работать в вузе преподавателем, но в разговорах с практиками из промышленности часто слышу: предприятия недовольны качеством выпускников, приходится тратиться на доподготовку, дообучать, — рассказывает Елена Ивашкина. – Мы в новой программе хотим уйти от известной схемы «Забудь всему, чему тебя учили в вузе», максимально сократить время адаптации выпускника в компании».

«Для этого, — продолжает Елена Николаевна, — выпускник должен получить не общее образование, а сузить свою сферу максимально. За рубежом давно так учат. Такое образование более дорогое, требует дополнительного времени педагогов, внешних экспертов. Но мы придумали, как реализовать это в ограниченных ресурсах. Например, слишком дорого (да и не нужно) будет привлечь специалистов с предприятий или известных ученых, чтобы они вели дисциплину в течение семестра. Но они могут читать интенсивный микромодуль от 1 до 3 недель. Для индустрии это, опять же, плюс: ее представители могут заранее «прощупать» почву: кто придет работать через год-два. И сами поучаствовать в том, чтобы результат не разочаровал.

Кроме «Химической инженерии», с 1 сентября в Томском политехе концептуально поменялись магистерские программы в Школе инженерного предпринимательства и в Центре Хериот-Ватт ТПУ. Основное отличие – более плотная работа с представителями реального сектора экономики, решение реальных кейсов бизнеса. И – «студентоцентричность» в целом, то есть следование интересам студента в первую очередь, максимальная индивидуализация и возможность получить уникальные компетенции.