Источник фото: Tomsk.ru
Актуальное

Чиновники и экс-чиновники: кого задержали в Томске за последние несколько месяцев

16:49 / 19.10.22
11129

Дайджест арестов от Tomsk.ru

Мы в социальных сетях:

С приезда в Томск генпрокурора Игоря Краснова прошло больше четырех месяцев, но волна задержаний, поднявшаяся после него, не утихает до сих пор, Под арестом оказываются как нынешние, так и бывшие чиновники, а иногда и представители бизнеса.

Школа в Корнилове

Наиболее токсичным для всех причастных стало строительство Корниловской школы — по связанному с ним делу задерживают уже третьего фигуранта. Слухи о планируемом аресте экс-замгубернатора по строительству Евгения Паршуто ходили давно, но вчера суд все же отправил его в СИЗО.

Как считает следствие, Паршуто приказал подчиненным закрыть глаза на нарушения при строительстве школы. Кроме того, он потребовал расторгнуть контракт с фирмой, которая нашла эти нарушения — больше 20 штук.

Благодаря экс-замгубернатора подрядчик — компания «СпецМонтажСтрой» — незаконно получил из бюджета почти 14 миллионов рублей, считают силовики. По данным следствия, принадлежит стройфирма бывшему депутату гордумы Томска и владельцу компании «ТПСК» Владимиру Мамонтову, он тоже задержан.

Мамонтова подозревают в использовании более дешевого кирпича для строительства той же школы. За счет этого он якобы похитил 2,5 миллиона бюджетных денег — школа строится по нацпроекту «Образование». Кроме того, прокуратура выяснила, что фирма экс-депутата пыталась внести в смету работы, которые по факту не выполнила: обустройство 11 входов в школу на 2,1 миллиона.

Кроме того, в СК подозревают, что именно Паршуто дал указ принять некачественные работы. Документы подписывал Денис Празукин, замглавы Томского района, на территории которого и находится недостроенная школа. Празукина задержали первым из фигурантов, но недавно перевели из СИЗО под домашний арест.

Прокат вертолета

О задержании управделами областной администрации Анатолия Иванова стало известно в тот же день, что и про обвинения в адрес его бывшего коллеги по Белому дому Евгения Паршуто. 68-летнего Иванова отправили под домашний арест по делу о злоупотреблении полномочиями.

Его подозревают в отправке писем в одну из местных организаций (предположительно, речь идет о «Газпроме») с просьбой выделить вертолет «для рабочих поездок». На самом деле, считают в Следственном комитете, вертолет использовался в личных целях. Кто именно был пассажиром вертолета, пока не раскрывается, ущерб оценивают в четыре миллиона рублей.

Отдых за границей

Экс-глава областного департамента финансово-ресурсного обеспечения Александр Шатович тоже мог знать о том, как именно в Белом доме распоряжались выделенным вертолетом. Однако, задержали его по другому делу.

Шатовича, уволившегося из администрации сразу после ухода Сергея Жвачкина, подозревают в растрате. По версии следствия, глава ресурсного департамента минимум трижды (в 2013, 2016 и 2018 годах) выделял из фонда непредвиденных расходов деньги на медстраховки для чиновников, включавшие лечение за границей, хоть это и запрещено законом.

Пользовались страховками как сотрудники обладминистрации, так и «иные лица», утверждают силовики. Ущерб бюджету от действий Шатовича оценивают в девять миллионов, в СК подозревают, что сам чиновник получал от оформления страховок некую выгоду.

Потраченная взятка

Изначально бывшему заммэра и одному из главных свидетелей обвинения по делу Кляйна Павлу Подгорному вменяли посредничество во взяточничестве. По версии следствия, он предложил директору строительной компании передать чиновнику миллион рублей, чтобы именно эта стройфирма выиграла подряд на работы.

Но затем силовики выяснили, что деньги Подгорный по назначению не передал, потратив по своему усмотрению — и дело переквалифицировали на мошенничество. Павел Подгорный остается в СИЗО, вину он не признал.

Проект кампуса

По еще одному делу, связанному с нацпроектом «Образование», в июле задержали экс-замгубернатора по инвестициям Юрия Гурдина. Но сумма была гораздо крупнее, чем в случае с Корниловской школой — Гурдина подозревают в растрате 70 миллионов рублей.

По версии следствия, он присвоил 70 миллионов, выделенных на проектирование студенческого кампуса в Томске. Защита экс-чиновника, тоже ушедшего из администрации вслед за Жвачкиным, утверждает, что он не распоряжался финансами в этом проекте.

Вместе с Гурдиным по делу проходит еще один фигурант — как писал телеграм-канал «Милый Томск», это директор фонда «ТомскИнвестСервис» Андрей Хващевский. Следствие считает, что на счета его фонда перечисляли деньги, которыми оплатили мастер-план кампуса.

Замгенпрокурора РФ по Сибири Дмитрий Демешин позже пообещал, что задержание Юрия Гурдина — не последнее в регионе. «Кампус еще строить не начали, а уже все поделили и украли», — подытожил он.

Давление на активистов

Прямо в день приезда генпрокурора Игоря Краснова в одном из томских дворов сгорела машина председательницы дома. Женщина сразу заявила, что это последствия конфликта с управляющей компанией «Жилищник», которую она вместе с другими активистками хотела сменить на другую из-за неудовлетворительной работы.

Через неделю задержали директора «Жилищника» Андрея Вайса вместе с двумя томичами, которым, как считает следствие, он заплатил за поджог. А затем под следствие попала и Светлана Садковская, глава Ленинского района, где и произошел поджог.

Совет дома к тому моменту уже рассказал о давлении с ее стороны, в том числе через СМИ. По словам активисток, Садковская звонила их начальству (многие работали в бюджетных учреждениях) с требованием «угомонить» подчиненных.

По версии полиции, глава района давила на активисток в обмен на неназванные материальные ценности. Получала она их именно от главы «Жилищника» Андрея Вайса.