Источник фото: CAST Prod.
Движ с Серовым

Начало томского кинематографа или ванильное «Черное зеркало»: каким получился веб-сериал «Соцсети»

20:01 / 15.01.23
4102

Размышляем о первом томском сериале

Мы в социальных сетях:

7 января в онлайн-кинотеатре PREMIER состоялась премьера томского веб-сериала «Соцсети», созданием которого занималась компания CAST Prod., а участие в нем принимали как российские звезды кино, так и томские театральные актеры.

Все шесть серий шоу-альманаха доступны для просмотра, а мы постараемся разобраться: получилось ли у томских энтузиастов проложить тропинку к созданию локального кинематографа или же все обернулось неловкой пародией на культовое «Черное зеркало»? Обо всем по порядку.

Для протокола, тут же снимаем свою претензию по поводу сериала-альманаха от Netflix. С «Черным зеркалом» «Соцсети» роднит лишь композиционная составляющая и поднимаемые темы: технологии против человека. Томский сериал — это попытка исследовать современные цифровые гаджеты, медиа, умных ассистентов и прочие полезные хай-тек новшества современного мира в социальном и психологическом контексте. Насколько умные гаджеты способны испортить или улучшить нашу с вами жизнь.

Нет, это не ода ретроградству, а действительно искренняя и честная попытка проанализировать мироощущение жителей современных мегаполисов через призму вездесущих диджитал-технологий. Но вот только с одним условием: все это, по задумке авторов, происходит в Томске, в том или ином виде недалекого, но такого дистопичного и малоприятного будущего. И примерно тут кроется первая проблема шоу. Попытка совместить хорошую идею альманаха в духе «Черного зеркала» и локальную привязку действий к Томску очень плохо сочетаются вместе. Не в том смысле, что одно нарушает другое, а в том, что они сшиты между собой очень толстыми белыми нитками, которые то и дело выпирают.

Например, у нас есть история об отчаявшемся мужчине, которого бросает жена, а утешение он находит в виртуальной семье, которую ему предоставляет некий отель «Счастье». Он погружается в этот цифровой мир и активно рушит свою реальную жизнь. И такое, по сути, могло произойти где угодно и когда угодно. Но авторы используют томские декорации, подворотни и главные улицы, сочетая это с заброшками и видами одного известного местного отеля. И все это выглядит крайне нарочито и в какой-то степени искусственно, ведь эта история и не нуждается в таком дотошном следовании сверхидеи — снять томское кино.

Другой пример: новелла с Сергеем Походаевым, где семье нужно собрать как можно больше лайков, чтобы получить наследство почившего деда, чью роль блистательно исполнил томский скульптор Леонтий Усов. Тут Томск тоже выступает лишь декорациями и фоном, а микс между несвязанными с собой улицами, университетами и как будто бы совершенно случайными (красивыми, но случайными) пролетами дрона над центром города лишь создает дополнительную неразбериху. Словом, Томск в «Соцсетях» показан лишь для того, чтобы он был, чтобы зритель мог понимать, что действие проходит не в каком-то другом городе. Хотя львиная доля действий протекает в ресторанах, лофтах и офисных помещениях, встретить которые можно в любой части страны. При этом совершенно не выражен дух города, не показан его колорит и пресловутые национальные особенности, что, к сожалению, обезличивает Томск, заставляя его выглядеть точно так же, как и любой-другой город России в среднестатистическом сериале.

Вторая проблема более важная — затянутые истории. И это прозвучит парадоксально, ведь хронометраж каждого эпизода не составляет даже тридцати минут, но при этом серии выглядят и чувствуются искусственно растянутыми и увеличенными. В какой-то момент даже можно поймать себя на мысли, что вот где-то тут было бы неплохо закончить эпизод, яркая и многозначительная точка найдена, пора остановиться, но действие продолжается, смазывая все эмоции и рассуждения, которые уже были получены ранее. Разумеется, ругать за такое команду начинающих кинематографистов — это глупо и несколько странно, но и промолчать о таком мы не можем. Ровно как и о работе с актерами, где также чувствуется авторская неуверенность. Даже такие звезды как Аксенова и Кяро иной раз в сериале выглядят очень растеряно и несколько неуместно, как будто бы не до конца понимают: а что им вообще сейчас играть?

Не обошлось и без технических огрехов: звуковое сопровождение шоу местами может резко оборваться, а речь некоторых актеров звучит с заметным перегрузом, оставляя в ваших колонках неприятные аудиоартефакты и впечатление все той же авторской неуверенности. Но таких моментов в сериале не так уж и много.

И вот вы сейчас думаете, и что же нам, получается, не смотреть сериал, который был снят в Томске, столько в нем минусов и недостатков? Конечно же нет. «Соцсети» — это безусловный прецедент, который обязан стать невероятной стартовой точкой для создания целой индустрии в Томске. Через такой проект о CAST Prod. могут узнать во всей стране, так что рождение полноценного локального кинопроизводства — это лишь вопрос времени, сил и желаний.

В сериале заметно очень много действительно классных и неожиданных находок, начиная от сценария и общей идеи, заканчивая операторской работой и качеством визуальных эффектов. Несмотря на все огрехи и ошибки первого опыта, у CAST Prod. получилось создать продукт, который на несколько голов обходит более крупные и дорогие отечественные релизы (передаем привет «Проекту «Анна Николаевна»). Исследование современных технологий и человека в нем — оригинально и остроумно, недаром мы говорили, что с «Черным зеркалом» у «Соцсетей» общая лишь концепция. Появление в сериале томских театральных и непрофессиональных актеров выглядит как глоток свежего воздуха, а общие сцены Ольги Райх с Кириллом Кяро или Антона Антонова с Антоном Кузнецовым вызывают искренний восторг и радость за наших артистов.

«Соцсети» — это пусть и неровный, местами неуверенный, но очень креативный сплав энтузиазма и желания сделать что-то свое в мире российского кинематографа, подарить Томску ту креативную индустрию, о которой многие могли только мечтать. Все минусы и недочеты сериала — это лишь проба пера. И будем честны, вышла она довольно неплохой.