Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Авторский провал или скромное необязательное хулиганство: каким получился новый фильм Гая Ричи?

20:01 / 21.01.23
3432

Рассказываем, что спрятал в своем новом фильме культовый британский режиссер

Мы в социальных сетях:

Тот случай, когда даже не стоит выносить в заголовок название фильма, ведь наличие там его автора намного важнее и значительнее. Да и к тому же такое шаблонное и клишированное название как «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» совершенно точно не предложит зрителям никакой конкретики, но сыграет на пользу основной метатеме фильма. Что в итоге из себя представляет новая картина Гая Ричи? Стоит ли ругать ее за посредственность или следует получше присмотреться к содержанию? Обо всем по порядку.

«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» — это, как принято его называть, остросюжетный шпионский боевик в самом прямом и каноничном его проявлении. Есть правительство, которое обеспокоено кражей странного, но совершенно точно секретного и важного объекта. Тут же появляется некий куратор и собирает команду специалистов высшего класса, чтобы как можно скорее эту проблему решить и остановить. Команду будет возглавлять герой Джейсона Стетхема Орсон Фортуна, скандальный и обожающий роскошную жизнь оперативник, в целом мало отличающийся от любого-другого образа Стетхема в современном мире. У его команды есть задача — остановить продажу сверхсекретного объекта любой ценой, и герои, вот удивление, этой задаче активно следуют.

Казалось бы, ну и что такого в этом синопсисе? Ведь это похоже на описание практически любого шпионского боевика, где есть команда крутых специалистов и некий сюжетный макгаффин, который нужно раздобыть? В этом и кроется главный смысл. Гай Ричи решил посмеяться над индустрией, над собой и над зрителем, создав до неприличного клишированный и стереотипный шпионский боевик. По большому счету, перед нами калька, шаблон любого фильма в подобном жанре, и Ричи это прекрасно осознает, использует зрительское понимание и просто веселится с именитыми звездами на экране.

С самого начала понятно, что «хорошие» оперативники победят, ведь на их стороне харизматичный и сильный Джейсон Стетхем, а на решение практически любой проблемы у них уходит едва ли три минуты экранного времени. Карикатурность фильма и попытка посмеяться над жанром у Ричи кроется во многих деталях: зрителя с первых секунд (буквально) погружают в сюжет, тут же собирается команда, уже через пять минут они находятся на выполнении первого шага по спасению мира, но что-то идет не так. Да о чем тут говорить, Ричи настолько развязал руки в своем хождении по шаблонам, что даже не потрудился придумать, а за что вообще отвечает похищенный предмет, и чем он является. Глава разведки Британии прямым текстом говорит об этом, будто бы отмахиваясь от сюжета и косвенно спрашивая у зрителей: вам реально интересно, за каким вымышленным фантастическим устройством будут гоняться главные герои? Ведь сама погоня и игра в идеальный шпионский боевик в этом случае куда как важнее и ярче.

При этом режиссер активно обманывает зрительские ожидания. То он прервет драку, ведь герой Стетхема намекает своему оппоненту, что у того ничего не получится, лучше закончить все без боя, на что противник почти ведется. То старается шокировать двойными и тройными сюжетными поворотами, угадывание которых заводит зрителя в ловушку и оставляет в дураках, ведь никто и не мог подумать, что все окажется до банального простым и предсказуемым. Фильм призывает смеяться не только над шутками героев, ведь без классического шутливого трепа в стиле Ричи тут не обошлось, но и над самим собой. От иных сценарных решений, активного и практически наглого использования клише очень трудно не рассмеяться, ведь становится ясно, что режиссер просто смеется надо всеми: от истории и героев до зрителя, который старается разгадать этот фильм, но декодировать там вообще нечего. Он до смешного прямолинейный и даже в каком-то смысле тривиальный, что выводит этот диалог между автором и зрителями на совершенно иной уровень.

При этом для тех, кто не задумывается о подобной подоплеке «Операции «Фортуна», кино все равно не потеряет баллов в зрелищности и хулиганстве. Оперативники самоуверенные и героические, шутят смешные шутки и виртуозно выкручиваются из сложных ситуаций. Пейзажи при этом живописны, картинка яркая, а какое-то действие на экране происходит постоянно. Но все же если посмотреть на фильм более фундаментально, то можно разглядеть за монтажным столом хохочущего и веселящегося режиссера, для которого «Операция «Фортуна» стала лишь отдушиной и некой метаироничной шуткой, что хохоча показывает пальцем на сверхсерьезный «Довод» Кристофера Нолана или на бесконечные «невыполнимые» миссии Тома Круза. Этому фильму просто весело быть собой, собрать в себе всевозможные штампы и показать, что жанр давным-давно нуждается в перезагрузке и переосмыслении, ведь даже в таком виде, что парадоксально, он работает как шпионский боевик.

Впрочем, следует разочаровать хардкорных поклонников Гая Ричи, это не новый «Большой куш» или «Рок-н-рольщик», это даже не «Джентльмены». «Операция «Фортуна» — это забавная меташутка от Гая Ричи, которому просто захотелось позаигрывать с самой индустрией кино. Такое вот наше мнение, а соглашаться с ним или нет — личный вопрос каждого. Но один факт остается неизменным: хотя бы на один просмотр, но новая картина Ричи способна развлечь. А разве этого мало?