Источник фото: Tomsk.ru / Иван Кудрявцев
Интересное

«Не спешите с карьерой»: Иван Кудрявцев о «золотом веке программирования» в ТГУ и идеальном образовании

11:00 / 31.01.23
8933

В начале 2000-х годов – в расцвете сил были легендарные преподаватели факультета информатики

Мы в социальных сетях:

«Золотое время программирования в ТГУ» — так сооснователь международной IT-компании Bitworks Иван Кудрявцев называет период своей учебы в университете. В то время – начале 2000-х годов – в расцвете сил были легендарные преподаватели факультета информатики. Спустя годы Иван даже пожалел, что начал работать с третьего курса, лишившись многих возможностей студенческой жизни. Почему, по его мнению, программисту не стоит спешить ни с карьерой, ни с собственным стартапом – в специальном проекте Tomsk.ru и ТГУ «Университет без границ».

Метод доступа к знаниям

До 15 лет Иван жил в Казахстане. В его школе было неплохое оснащение – стояли советские компьютеры, на них был русский алгоритмический язык,  ученики писали вполне осязаемые вещи типа сортировки.

«Классе в восьмом у нас неожиданно появились современные компьютеры на базе архитектуры Intel — и безграничный доступ к ним. Нам повезло с преподавателем — он всячески поощрял школьников, которые хотели заниматься программированием, мы участвовали в городских олимпиадах, занимали призовые места».

В выпускных классах Иван учился уже в новосибирской физматшколе.

«Я тогда плохо распорядился своим временем и не смог поступить в НГУ. В Томске жила моя бабушка, поэтому родители, окончившие Томский политех, сказали: «Ну, едь поступать к бабушке!». Выбор быстро пал на ТГУ, как лучший вуз, который готовил программистов».

Поток 2000 года попал уже где-то ближе к закату «золотого века программирования» в ТГУ. Иван имеет в виду некую особенную культуру на факультете:

«В расцвете сил были легендарные преподаватели. Матанализ у меня вел  Александр Федорович Терпугов, человек уникальный, подобных ему потом не было. Алексей Михайлович Бабанов, преподававший базы данных, имел такие колоссальные знания в предмете, каких я в этой сфере больше не встречал. Ему удалось посеять во мне зерно интереса к этой теме, потом несколько лет ею занимался».

«Наш декан Борис Афанасьевич Гладких ориентировался тогда на какую-то такую… идеалистическую модель образования. Факультет при нем был в невероятном состоянии. На третьем курсе у нас был факультативный французский, который можно было не брать, но, тем не менее, он был! Культурология, философия и прочие «непрофильные» предметы формируют основу классического образования, а не ремесленного».

Но основной упор делался на фундаментальные науки. И это было очень здорово, потому что это формирует будущий спектр возможностей. Борис Афанасьевич Гладких ориентировался на то, что образование должно быть не устаревающим.

«Нам давали много того, что закладывало именно фундаментальный бэкграунд, который можно было применять где угодно – не с точки зрения, что тебе это завтра пригодится, а с точки зрения, что твой кругозор становился широким, и не составляло труда что-то новое освоить. Ты не ремесленник, который ничего не видит за пределами своей области, у тебя сформирована привычка и метод доступа к знаниям. Не случайно среди тех людей, которые окружают мой выпуск, очень многие работают в ведущих IT-компаниях мира – Гугл, Фейсбук, Майкрософт и др.».

«Ремесленников нужно много, и это хорошо, что они есть. Но такой подход формирует узконаправленных специалистов, которые готовы пойти работать за зарплату. Среди них не будет – или будет мало – людей, великих в индустрии. Вероятно, не будет основателей крутых стартапов… Не говорю, что это неправильно. Это один из вариантов пути».

На первом курсе студент не может адекватно выбрать – а что он хочет? Иван считает, на третьем курсе, как правило, начинаешь работать, и этим фактически закрываешь себе в будущем определенные пути.

«Собственно, это моя история. Первые два курса я не вылезал из компьютера вообще – учился и учился. С большим трудом мне давались теория вероятности и матстатистика — для меня это совершенно титанический труд, я плохо в таких категориях мыслю. Но это нужно было выучить — у нас на факультете были очень высокие требования. Допустим, на предыдущем потоке зачислилось 60 человек, выпустилось 20. На нашем – зачислилось 60, выпустилось чуть больше 30-ти. С третьего курса я потихоньку начал работать: сначала было порядка 80 рабочих часов в месяц, потом 120, на пятом курсе уже работал по полной. И… жалею об этом. У меня красный диплом, я все выучил, все получил, но из-за работы не реализовал все возможности, которые дает вуз. У меня сестра, например, полгода училась в Германии. Это было круто, и это опыт, которого у меня никогда не будет. Та самая история, когда не знаешь, что находится за пределами твоей области комфорта».

Постоянные челленджи

В компании, в которой работал Иван в студенческие годы, со временем случился застой. Несколько раз команда пыталась обсудить с руководством назревшие изменения, но реакции не было. И они решили стартануть со своей компанией.

«В тот момент это оказалось очень легко: в середине 2000-х рынок заказной разработки был на таких минимумах, что можно было прийти, сказать «Здравствуйте, я могу!» — и заказчики со всего мира с удовольствием с тобой работали. Это не приносило каких-то больших денег, но и не требовало супер-высокой зрелости компании, которая нужна сейчас для того, чтобы делать нормальный аутсорсинг».

«Сначала мы занялись веб-сервисами – бум доткомов прошел, тем не менее, было понятно, что интернет – это будущее. Все хотели свой сайт… В 2010-х это уже стало не так востребовано — появились конструкторы сайтов, которые позволяли делать их на коленке. Мы перешли в нишу интернет-коммерции, интернет-адвертайзинга — доставка рекламы, показ рекламы, торговля рекламой. А потом ушли в финансовые технологии, и сейчас Bitworks – это чистая финтех-компания, которая разрабатывает традиционные финансовые сервисы (например, биржи, банковские системы), а также работает в нетрадиционном финансовом секторе – блокчейн, криптография…  Это ниша, в которой мы имеем хорошую квалификацию и достаточно хорошо зарабатываем. При этом у меня где-то даже есть сожаление, что я начал свой бизнес сразу после университета. Только со временем ты понимаешь, в чем действительно хорош».

В случае с Иваном, заниматься бизнесом – это некий субоптимальный трек, он знает, что есть вещи, в которых был бы гораздо более успешен.

«В параллельной реальности мог быть, например, архитектором ПО, или просто высокофункциональным программистом. Сейчас индивидуальная карьера человека более интересна, чем карьера компании в целом. Плюс у программистов по факту нет потолка зарплаты, при этом личных рисков гораздо меньше, чем у структуры».

Иван не жалеет, что у него свой бизнес, это интересно. Но тем, кто только планирует карьеру, он советует, как можно дольше – если есть такая возможность – откладывать решение о работе по профессии. Сначала нужно получить хороший и разнообразный жизненный опыт, встретить удивительных людей, посетить места, где эти люди могут находиться – потому что они будут тянуть вверх, вдохновлять, мотивировать. Поступить в магистратуру – не обязательно ту, где учились в бакалавриате, а, скажем, философский факультет: там будут другие люди, другая среда. Если магистратура за рубежом – это просто великолепно!

«Еще мне кажется важным, чтобы возникали какие-то челленджи во время учебы. Например, изучить язык — английский, вербальный, письменный. На самом деле умение оперировать языками – и не важно какими – это базовый навык программиста, и если вы не умеете хорошо говорить и писать хотя бы по-русски,  у вас и в программировании будет то же самое — мозг не способен строить сложные красивые языковые конструкции…»

«Тратить время нужно на то, что дается тяжело. В 1960-е годы требовалось много инженеров, они получали сказочные деньги. Но потом потребность в них снизилась — механизация стала другой. Инженеры уже ценятся меньше. Но всегда среди них есть звезды, которые находятся в топе рынка, топе зарплат. С программистами то же самое – в настоящий момент их нужно много. Но если вы делаете только то, что нужно сейчас, что дается легко, что принесет быстрый результат – это не сформирует долгосрочный  капитал, не позволит стать чем-то большим, чем среднестатистический кирпичик в системе».  

Видеоверсия:

Аудиоверсия: 


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.