Источник фото: kino-teatr.ru
Движ с Серовым

Заигрывание с альтернативной историей или плохой детектив: стоит ли смотреть «Фандорин. Азазель»

21:01 / 23.02.23
4416

Рассказываем, стоит ли смотреть сериал о первом деле Фандорина

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 16+

В начале года онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» начал показывать сериал собственного производства — «Фандорин. Азазель». В его основу легло одноименное произведение Бориса Акунина «Азазель», которое рассказывает о становлении гениального сыщика Эраста Петровича Фандорина во времена Российской Империи. В центре сюжета некая подпольная организация, в чьих планах установить в России новый порядок, в связи с чем они не остановятся ни перед чем.

Впрочем, авторы сериала решили не делать дословную экранизацию и перенесли все действие из 19 века в альтернативный 21-ый, где монархия никуда не пропала, на престоле по-прежнему находится царь, а Советского Союза в истории страны и вовсе не было. И вот с помощью такого нарративного решения была рассказана известная многим история. Заиграла ли она новыми красками, и хватило ли авторам фантазии на альтернативное будущее России? Обо всем по порядку.

Сюжет стартует очень резво: в центре Петрограда среди белого дня на себя накладывает руки молодой студент, что вызывает резонанс в обществе, а молодому сыщику Фандорину такое происшествие не кажется чем-то рядовым и обыкновенным. Он начинает копать и выходит на некую организацию «Азазель», выступающую против монарха и текущего политического строя. Попутно у Фандорина появляются новые друзья, враги и даже любовь, но все это уже было бы откровенным спойлером.

Главной основой для сериала становятся две вещи: сеттинг мира победившей монархии 21-века и детективная составляющая оригинального произведения. И виден очень серьезный дисбаланс на этих весах. С первых же кадров мы видим, сколько сил, фантазии и креатива было вложено в то, чтобы показать Российскую Империю 2020-ых. Тут и патрульные роботы, и система предсказывающая преступления, и отечественные операционные системы с «Ъ» на конце слов, и соответствующая мода, и разогнанные над Петербургом тучи, и речное метро, и монарх в исполнении Максима Матвеева, который не против побегать на беговой дорожке, выпить смузи и заглянуть на концерт любовницы.

Словом, сеттинг выглядит превосходно и крайне тактильно, светлый и свежий взгляд на то, что было, если бы в России сохранилась монархия. В этом мире хочется существовать, хочется прогуляться по альтернативному Петрограду и как следует изучить мир за границами Российской Империи. Впрочем, на то она и альтернативная история, чтобы привлекать внимание подобными рассуждениями и фантазиями. Однако такая дотошная проработка и желание авторов продемонстрировать во всей красе свой мир, где сошлись наша реальность и быт монаршей России, очень серьезно бьет по сюжету. Складывается впечатление, что сценаристы заигрались с антуражем и формой, уделив содержанию куда как меньше времени и средств.

В чем это проявляется? Да в том, что «Фандорин. Азазель» — ужасный детективный сериал. Зацепки, улики и размышления главного героя появляются на пустом месте, он решает сложные загадки, создает логические связи там, где их может видеть только сценарист. Пропускаются целые куски логических рассуждений и расследований, отдавая предпочтения панорамам альтернативного Петрограда и проблемам в личной жизни императора. А это не только бьет по погружению в историю, но и совершенно обесценивает главную сюжетную линию. Уже в какой-то момент становится неинтересно смотреть за тем, как Фандорин вычисляет «Азазель» или внедряется в банду коммунистов-акционистов (крайне креативная и замечательная идея) во главе с внуком Ленина. Нам теперь хочется посмотреть, как Николай III переживает очередной личностный кризис и катается со своей любовницей на водном трамвае.

Главная проблема шоу — неверно расставленные нарративные приоритеты. В попытке угнаться за визуальным новаторством и действительно необычными мыслями об альтернативном будущем, авторы теряют где-то по пути детектив, интригу и напряжение, оставляя зрителя в недоумении от того, а что он вообще сморит. Потому что иногда происходят довольно жесткие убийства и сюжетные повороты, которые очень сильно диссонируют с происходящим на экране, а это только добавляет баллов в копилку непонимания: чем этот проект вообще хочет быть?

Так что если вы пришли за детективной историей о подпольной, почти что масонской организации и майндгеймами сыщика Фандорина — забудьте. Если же вы просто хотите посмотреть на непривычный и довольно фантастический сеттинг, в котором играют хорошие актеры — то уделить время произведению все-таки стоит. В остальном «Фандорин. Азазель» — это еще одна хорошая идея, которую так и не получилось довести до ума.