Какую работу вынуждены выбирать студенты? К сожалению, в большинстве случаев — неквалифицированную, низкооплачиваемую и малопрестижную. Многие таланты так и остаются нереализованными, а мечты — неисполненными. Однако у нашей молодежи есть выход.
Знаете ли вы, что в статьях некоторых британских словарей работа в закусочных быстрого питания, типа Макдональдс, обозначена словом «Мак-джоб»? Администрация сети Макдональдс обиделась и потребовала переписать их. Что же так оскорбило Макдональдс? Оксфордский словарь английского языка объясняет понятие «Мак-джоб» как низкооплачиваемая, мало престижная, неквалифицированная и бесперспективная работа. В словаре нет прямого упоминания ресторанов Макдональдс, но происхождение слова говорит об этом напрямую. Дэвид Фэйрхерст, руководитель отдела подбора персонала компании в Северной Европе, выступил с резкой критикой словарной статьи, заявляя, что она «ошибочна и оскорбляет служащих сети ресторанов».
Увы! «Мак-джоб» — это основной выбор небогатых московских студентов, и, разумеется, речь идет не только о Макдональдс, а и о других «низкооплачиваемых, малопрестижных, и неквалифицированных».
Кстати, все вышеперечисленное можно было бы легко перетерпеть, если бы не слово «бесперспективная». Это слово самое страшное, так как уже на начальном этапе начинает формировать будущее человека.
В наш стремительный век, надо «успеть стать успешным». Почему? Да просто потому, что когда человек уже оканчивает институт или университет, он попадает в жуткую ловушку потери темпа. Без навыков работы он никому не нужен, поэтому каким бы он способным не был, путь на нормальную должность для него закрыт. Поэтому первые годы после закрытия институтских дверей вчерашний студент пытается забыть то, чему его учили, как кошмарный сон, и пытается постигнуть иной, взрослый мир бизнеса обычно на позиции «подай-принеси». И лишь спустя несколько лет самые талантливые, сменив работу, начинают карьерный рост. Что касается безумно талантливых людей, то не имея поддержки, они навеки закисают на младших должностях, зарыв свой талант в землю. Или возможен другой, не менее печальный выход для молодых талантов: после третьего — четвертого курса молодое дарование, устав от борьбы за хлеб насущный и не имея перспектив, уходит работать клерком в банк или частную фирму, навеки похоронив честолюбивые мечты. Тупик, не правда ли?
Хочу подсказать выход для самых честолюбивых и энергичных — это кадровая программа правительства Москвы «Гражданская смена». Оговорюсь сразу: я не верю в чиновничьи инициативы и молодежные движения. Все эти «выкидыши» Единой России типа движений «Наши» и «Молодая Гвардия» ни на что не способны. Но кадровая программа правительства Москвы мне понравилась, несмотря на ее многочисленные недостатки и КПД паровоза. Возможно, понравилась на фоне других проектов.
Начну с истории. Начиная с конца 98 года мэрию и правительство Москвы начал терзать жуткий кадровый голод. Зарплата на госслужбе из-за кризиса в тот момент стала копеечной, и множество квалифицированных специалистов различного уровня покинули неприбыльные места, уйдя в бизнес-структуры. Им на смену пришли толпы безработных менеджеров и белых воротничков, в чью задачу входило «отсидеться» некоторое время. На собеседованиях доходило до абсурда:
— Вы кем были?
— Начальником отдела программирования в банке.
— Сколько вы получали?
— 3000 долларов.
— Мы можем предложить вам 15 000 рублей.
— Я согласен!
Разумеется, эти люди надолго не задержались, и уже к концу 2003 года проблема с кадрами встала очень остро. Частично ее решали следующим образом: человек, чьим «потолком» была должность главного специалиста, становился начальником отдела, а начальники отделов – начальниками управлений. Долго так продолжаться не могло, и начиная с 2004 года вопрос «где взять квалифицированные кадры?» остро стоял не только перед Юрием Лужковым, но и перед всеми его приближенными.
Выход предложил сам мэр. В 2005 году была организована городская кадровая программа, нацеленная на поиск талантов. По слухам, сама идея и дальнейшая программа была на самом деле придумана Олегом Бочаровым (депутатом Мосгордумы и нынешним руководителем «Гражданской смены»), но здесь суть не в этом.
Пирамида проекта в ближайшем рассмотрении выглядит так. Сначала студенты участвуют в тренингах, семинарах, слушают мастер-классы. На первой ступеньке они — «Лидеры», то есть получают элементарные коммуникативные навыки и навыки по отбору информации. Затем они становятся «Администраторами», а значит, уже легко справляются с организаторской работой, совершенствуют лидерские качества, учатся анализировать информацию. На уровне «Менеджер» они поднимают личную планку владения целым набором технологий вплоть до обеспечения документооборота управленческой деятельности. Следующий шаг продвижения внутри «Гражданской смены» — уровень «Организатор». Пройдя этот курс, юноши и девушки получают первичные навыки эффективного руководителя, узнают, как подбирать персонал, мотивировать сотрудников, выделять ключевые направления и расставлять на них наиболее ответственных подчиненных. Далее идут уровни: «Дублер Главы Управы», «Дублер Министра», «Эксперт» и «Советник». В общем, программа вобрала в себя все известные системы, начиная от саентологов и кончая МЛМ-маркетингом. Любопытно другое. Она реально заработала. Сейчас через проект проходит около десяти тысяч человек в год. И это только в Москве.
Более того, на основе программы сформировались масса рабочих органов, начиная от «студенческого правительства дублеров» и заканчивая «молодежным экспертным советом при мэре». Однако даже не это главное. Главное, что практически на всех участников проекта уже начиная со второго курса заводятся трудовые книжки, начиная от управ и префектур и кончая бизнес-структурами, которые входят в проект. Кстати, зарплаты для второ- и третьекурсников там вполне приличные даже по московским меркам. Для студентов конечно. Т.е. студенты начинают делать карьеру, и при этом выполняют квалифицированную работу, а не гниют в Макдональдсах и на товарных станциях.
Помните старую песню: «Придут честолюбивые дублеры, Дай Бог им лучше нашего сыграть!» Кроме того, дублеров вывозят в дома отдыха, проводят с ними мастер-классы, тренинги и.т.д., т.е. тратят кучу городских денег.
Вот цитата из интервью Олега Бочарова, идеолога и руководителя движения: "Если на лекцию записалось сто человек, а пришло двое, значит, я должен провести ее в 50 раз интереснее. Ведь каждый из ребят может стать успешным. Мы здесь в "Гражданской смене" как в венчурном фонде". Ну а мне, как сотруднику инвестиционной компании и интернетчику, венчурные инвестиции всегда были духовно близки.
Кроме сайта проекта «Гражданская смена», дополнительную информацию вы можете найти еще и в интервью Олега Бочарова нашей радиостанции Финам.ФМ.
Теперь небольшая ложка дегтя. Вот выдержка из этого интервью:
БОЧАРОВ: На первом этапе 70% правительства дублеров – это приезжие были. Сейчас москвичи выровняли, где-то 50 на 50. Тяга все равно не москвичей выше, и времени побольше, потому что меньше связей, меньше друзей, общага не располагает.
ПРОНЬКО: Подождите, Олег, вы мне хотите сказать, что из 7 200 есть проблемы материальные…
БОЧАРОВ: У многих.
ПРОНЬКО: …У этой большой достаточно группы.
БОЧАРОВ: Да.
ПРОНЬКО: И в то же самое время, это люди, которые вхожи, по крайней мере, в зал заседаний правительства города.
БОЧАРОВ: Слушайте, не далее как вчера…
ПРОНЬКО: Не далее как сегодня, они, некоторые из них…
БОЧАРОВ: Не далее как вчера я хотел очень одного не пустить, потому что говорю: "Если ты берешь взаймы пиджак у кого-то, елки-палки, ты можешь себе подлиннее его подобрать?"
ПРОНЬКО: По размеру.
БОЧАРОВ: Фамилию не называю, просто из этического отношения к этому парню. По длине рукавов. Потому что он приходит как клоун одетый, ей Богу, понимаете. Но в то же время, я понимаю, что если я жестко на него начну давить, а по нему это видно, он скажет: "Ну, у меня материальное положение не то". Никто его не учил носить пиджаки. А у нас дресс-код, естественно. Нельзя в джинсах прийти на заседание правительства.
ПРОНЬКО: А, вот так.
БОЧАРОВ: Конечно. И он сам ищет, где ему взять. Кто ему дал этот пиджак, я не знаю. После этого носить пиджаки я все равно его научу. Какая у него тяга! Ребята все разные, я вам сразу могу сказать.
ПРОНЬКО: А Лужков видит то, что люди испытывают материальные трудности, или те, кто перед ним выступает – это люди, что называется, с подобранным размером пиджака?
Я не поверил Олегу Бочарову. Если у вас прыщи и «чужой пиджак», в правительстве дублеров вам видимо делать нечего, увы! Таково мое мнение, не смотря на заверения организаторов.
Я внимательно изучил сайт «Гражданской смены». Фотогалереи на сайте показывают мальчиков и девочек в костюмах и галстуках явно не фабрики «Большевичка». Кстати сам сайт «Гражданской смены» устроен очень бестолково, грузится крайне медленно и отличается крайне невнятной структурой. Мне пришлось повозиться, чтобы выудить там для себя полезную информацию. Но это издержки «чиновничьего» подхода. Как я писал ранее, с кризиса 98 года количество светлых мозгов в мэрии сильно уменьшилось. Есть надежда, что проект постепенно частично восполнит этот недостаток. Дело в том, что люди, прошедшие такую подготовку, вряд ли задержатся в чиновничьих кабинетах. По крайней мере, 50% иногородним студентам после институтских общаг надо где-то жить, а зарплата даже «чиновника среднего уровня» и найм жилья в Москве — понятия несовместимые. Или чиновниками станут только москвичи? Этот момент остался для меня непонятным. По крайней мере, пробовать стоит, ибо это реальный шанс успеть стать успешным. Независимо от того, чем студент (ка) планирует заняться после института. Берегите себя.