Март в Томске был весьма урожайный на политические события. Не успел народ отойти от региональных выборов с комментариями губернатора по поводу народного волеизъявления, как подошло время всероссийских протестных акций.
Но с последними вышла путаница, в которой простым гражданам разобраться было очень трудно, практически невозможно. А ведь именно для них эти акции проводятся, и именно о проблемах человека-гражданина они должны заявлять.
20 марта, в субботу, прошли протестные акции по всей России. В их поддержку, в рамках акции гражданской солидарности, и планировался пикет по заявке «Союза Томских Инициатив». На акцию было получено разрешение, но она сначала была перенесена на пятницу, 19 марта, а потом и вовсе отменена, и вместо нее был проведен круглый стол.
Изначально ожидалось, что на встречу с СТИ придет томский мэр, по чьей инициативе она и была организована, но Николая Николайчука не было. Вместо него присутствовал его заместитель – Александр Мельников, Татьяна Макогон – председатель комитета по местному самоуправлению, Олег Правдин – депутат городской Думы.
Со стороны СТИ присутствовал Андрей Иванов («Томская Инициативная Группа»), Ирина Байгулова («Томские общаги») и представители других томских инициативных групп, которые присоединились к СТИ.
Диалог получился довольно мирным – всем на удивление. Как оказалось, местная власть не только не видит «ничего страшного» в предложениях инициативщиков, но и готова их поддержать и оказать посильную помощь.
Александр Мельников сильно удивлялся: «Почему вы не подошли с этим к нам раньше?». Ответ Ирины Байгуловой о том, что она не раз и не два пыталась достучаться до чиновников, но пока не выходишь на акцию, тебя не слышат и не видят, заммэра не стал комментировать.
Как не раз подчеркнула Ирина Байгулова, инициативная группа – это не оппозиция, ни к какой политической силе их причислять не надо, и силовые протестные методы – не их путь.
Почему же СТИ все-таки подал заявку с целью участвовать во Всероссийской акции гражданской солидарности, организованной именно оппозицией, так и осталось за кадром. Вероятней всего, чтобы тебя услышали, надо не только подойти к чиновнику, но и выйти на площадь.
На сегодняшний день, как было замечено представителями власти и депутатом Олегом Правдиным, существует достаточно много схем взаимодействия народа с властью. Это и публичные слушания, и заявки граждан на получение информации, и депутатские запросы, и, на крайний случай, прокурорские проверки.
Почему же это все не работает или работает с перебоями? Инициативщики и власть пришли примерно к одному выводу – кадровая проблема. Не хватает у нас ответственных, инициативных, работящих чиновников и депутатов. Половина депутатского корпуса не ведет положенную работу с населением.
К консенсусу пришли достаточно быстро – такое положение дел надо менять.
Пасторальную картину согласия власти и гражданской позиции испортило только одно выступление. Александр Самохвалов, представитель одной из инициативных групп, резко прошелся по поводу деятельности общественной палаты, которая, по его мнению, не выполняет своих прямых функций, а занимается решением несуществующих задач. Это выступление чрезвычайно возмутило Татьяну Макогон, под чьим крылом и находится общественная палата.
Так что же хотели представители общественных групп, которые официально не зарегистрированы (что не снижает их легитимность), не причисляют себя к оппозиции и отстраняются от политических партий?
А хотели они заключить соглашение с властью, по которому инициативная группа получает права на участие в правотворческой – и не только – деятельности местной власти. СТИ планирует участвовать в решении всех общегородских проблем, которые посчитает актуальными.
А также соглашение обязывает Администрацию города и городскую Думу предоставлять СТИ любую информацию по любому интересующему вопросу, кроме «информации, имеющей секретный характер, по действующему законодательству РФ». Встречи и совещания должны носить регулярный характер.
Идея с первого взгляда кажется очень неплохой, и со второго взгляда тоже, а вот когда начинаешь вдумываться, появляются вопросы.
Во-первых, инициативные группы – неформальные объединения, они не имеют государственной регистрации, а следовательно, устава и формального лидера. Кто будет подписывать соглашение, будет ли эта подпись иметь силу, а главное, воспримут ли эту подпись без подтверждающей бумажки наши чиновники, для которых бумажка с печатью – «наше все», еще большой вопрос.
Во-вторых, уже во время круглого стола Александр Мельников не раз упоминал о таинственной «штабной культуре». Это достаточно интересное явление, а именно – за каждой бумажкой должен стоять человек, который эту бумажку контролирует. Следовательно, если общественные группы будут писать записки, заявления и требования, то значит, нужен чиновник (скорее всего, не один, ибо чиновники могут работать только группами), который\ые и будут контролировать взаимодействие общества и власти. Что приведет к еще одной надстройке и так не маленького чиновничьего аппарата.
В-третьих, до конца так и не понятен статус инициативных групп, что они и кто они. Они работают на общественных началах, но та работа, на которую они претендуют – огромна. Да и нужна ли им вообще такая работа? Будут ли они официально, законодательным актом, закреплены в своих полномочиях? Будут ли их права соблюдаться?
В-четвертых, получит ли инициативная группа право голоса? Либо ее предложения будут иметь лишь рекомендательный характер? Александр Мельников достаточно однозначно высказался, что в будущем возможен только диалог, а механизм влияния общественной группы на власть под вопросом.
И последнее – в России всегда любили «порулить». Власть, а особенно власть российская – приятна, и так много проблем, варианты решения которых понятны всем, кроме чиновников. Может быть, этим и объясняется такое огромное желание народа «поучаствовать»? Андрей Иванов сказал: «Мы не хотим дискутировать, мы хотим решать вопросы… Многие из нас – специалисты по своим проблемам, мы хотим помочь в устранении этих проблем».
А нужно ли инициативной группе решать проблемы? Это рабочая обязанность наших чиновников.
Но чем же тогда будут заниматься чиновники, если прожекты будут писать менеджеры, планы развития – бухгалтеры, а инициативные группы ликвидировать проблемы? Люди становятся специалистами по проблемам не от хорошей жизни, и порой среднестатистический человек знает о проблеме больше, чем чиновник, за этот вопрос отвечающий.
Что ж, поживем – увидим, может быть, из этого начинания и получится что-то эксклюзивное, когда общественность будет иметь рычаги влияния на местную власть. Ирина Байгулова после заседания сказала: «А теперь мне страшно. Страшно от той работы, которая нам предстоит».
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: www.dekon.ru