Интересное

Термин «газели» хорошо знаком любому грамотному инвестору, ведь это самые динамичные компании среднего бизнеса. Более того – это гении бизнеса, ведь, как известно, газель – животное, которое не просто быстро бежит, но способно долго быстро бежать.

13:22 / 25.03.10
353
Мы в социальных сетях:

Термин "газели" хорошо знаком любому грамотному инвестору, ведь это самые динамичные компании среднего бизнеса. Более того – это гении бизнеса, ведь, как известно, газель – животное, которое не просто быстро бежит, но способно долго быстро бежать.

Термин «газели» хорошо знаком любому грамотному инвестору, ведь это самые динамичные компании среднего бизнеса. Более того – это гении бизнеса, ведь, как известно, газель – животное, которое не просто быстро бежит, но способно долго быстро бежать.

Каковы же основные инвестиционные критерии и подходы к таким компаниям? Попыткой ответить на этот вопрос было исследование доктора экономических наук, профессора Финансовой академии при правительстве РФ Андрея Юданова, которым он поделился с участниками Форума "MidCap 2010" , организованного Институтом развития Финансовых рынков при поддержке ММВБ.

Количественно «газели» – это фирмы, растущие не менее чем 20-процентными темпами не менее 5 лет подряд без провалов. На западе «газели» очень редки. По методике Дэвида Берча, первым введшего в обиход этот термин для обозначения стайеров быстрого роста,– там «газелей» всего 3-5% от популяции фирм, но как правило, они обеспечивают львиную долю увеличения занятости и экономического роста страны (50-75%). Оказалось, что в России такое явление тоже есть, причем в разы больше, чем на западе – от 7 до 15% всех компаний. Средние темпы роста русских «газелей» — 70-80%, иными словами, это фирмы, которые ежегодно практически удваивают свой доход. Но, в то же время, это каждый год примерно наполовину обновляемая популяция.

Вхождение в число «газелей» – знак того, что ты предприниматель и что-то можешь, а выход может быть обусловлен многими причинами. Внутренние риски связаны в основном с акционерами, часть из которых может хотеть спокойной жизни, а другая — жаждет революционного, рискованного развития. Такие конфликты не решаемы и могут угробить «газель». К числу внешних угроз относятся поставщики, конкуренты, рынок и, как это ни прискорбно констатировать, власть. Теперь ко всем рискам добавился кризис. Причинами провала газелей могут стать перекредитованность, плохой менеджмент издержек, провалы партнеров.

Исследование феномена «русских газелей» началось не так давно с изучения данных Росстата с целью выявить и исследовать самые динамичные компании среднего бизнеса. Нашли примерно 14 тысяч компаний, работающих не менее 5 лет. Отсеяли крупный бизнес, государственные фирмы и компании, входящие в холдинги и группы, потому что им могли перепадать деньги с верхних этажей соответствующих иерархий. Оставили тех, у кого выручка не менее 4 лет подряд росла с темпом 20-30% в год. Их набралось 600 (в опубликованный список 200 самых резвых вошли компании с наибольшей выручкой). Обнаружили, что треть «газелей» сосредоточена в Московском регионе. И если в лидерстве финансово и промышленно сытой Москвы особых сомнений не было, то небольшой отрыв, с которым за ней шла Новосибирская область, требует осмысления. «Газели» встречаются во всех отраслях, это и строительство, и торговля, и машиностроение, и пищевая промышленность. Много «газелей» в российском хай-теке. Андрей Юданов отметил тот факт, что «газели» наличествуют даже в умирающих отраслях. Это, по его мнению, важный сигнал государству. «Я по этой причине большой сторонник полетов на Луну. Полетим или не полетим — неизвестно, но существенно разовьемся».

Ярким примером «газели» является банк «Русский стандарт», за пять лет его существования только занятость в нем увеличилась с 238 до 38 тысяч человек, не говоря уже об оборотах и стоимости активов (график роста активов "РС" — см. рис.). Быстрый рост как таковой был назван высшим проявлением стиля нашего бизнеса и даже его национальной особенностью. Всех «газелей» объединяет работа вопреки устоявшимся моделям бизнеса, а также постоянное перемещение в «белую» экономику. «Газелью» не стать без нацеленности на достижение высших результатов. Наполеоновские планы, по наблюдениям Андрея Юданова, — типичное свойство «газелей». Главное для «газели» — не прибыль, хотя, разумеется, она очень важна, а продвижение проекта.

«Газели» обладают феноменальной способностью адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям и преодолевать непостижимые перекосы отечественного рынка. Таким образом, они бросают вызов грандам отечественного бизнеса, а значит, вызывают острый интерес у инвестора. В то же время, главная проблема принятия решения для инвестора заключается в том, что ему необходимо на раннем этапе вычислить хорошую «газель», быть уверенным в том, что фирма состоится. Но, как правило, когда это становится всем понятно, с инвестициями соваться уже поздно. По мнению Андрея Юданова, инвесторам нельзя оценивать фирму только по одним показателям, необходимо выяснить, что было раньше, что — сейчас и какие у фирмы планы на будущее. Успех будет только тогда, когда с «газелями» будут работать, как с целым классом фирм, используя науку, бизнес и журналистику. И только тогда MidCap-бизнес перестанет оставаться ловушкой.