12 апреля – День Космонавтики. Со времен запуска первого человека в космос многое изменилось: если раньше прерогатива освоения космоса находилась в руках государственных структур, то теперь частный бизнес готов выйти на космический уровень. Это и понятно — в случае успеха космический бизнес сулит поистине космические прибыли.
Купить участок на Луне, Марсе и. д.
В 1980 году американец Денис Хоупа создал компанию Lunar Embassy (Лунное Посольство). Компания начала торговать участками на Луне и планетах солнечной системы. Объявить территорию Луны и других планет своей собственностью ушлому бизнесмену позволила лазейка в Конвенции ООН о внешнем космосе, принятой в 1967 году. Там декларируется, что ни родна страна мира не может присвоить себе территорию любых объектов Солнечной системы, однако ничего не говорится о праве отдельных людей захватывать их в частную собственность.
Правда, письма Хоупа в Генеральную ассамблею ООН, администрацию президента США и правительство СССР с заявкой на оформление прав на такую оригинальную собственность остались без ответа. Государственные и международные органы, очевидно, не посчитали идею Хоупа достойной внимания. А между прочим, очень зря.
Торговля лунными участками у Хоупа пошла очень бойко. У «Лунного посольства» очень скоро появились компании-конкуренты, однако суд решает дела в пользу Lunar Embassy, причем вовсе не из-за того, что другие «собсвенники» претендуют на лунную территорию, а по закону о защите авторских прав, видимо, считая другие компании нарушителями патента на саму идею продажи «лунной недвижимости».
Ныне собственниками лунной недвижимости являются такие популярные личности, как Рональд Рейган, Клинт Иствуд, Том Круз, Мик Джаггер и футболист Роналдо. Корпорации Хилтон и Мариотт, более 30 компаний из Силиконовой долины тоже имеют собственность на Луне, Марсе и Венере.
Из известных россиян на Луне прописались Басилашвили, Розенбаум, Альтов, Шевчук, Гаркуша. У – пока виртуальных – лунных колоний есть и своя Конституция, и День Независимости (22 ноября 1980 года).
Более того, дизайнеры уже даже придумали лунную валюту – лунары. На одной из банкнот изображен первый космонавт в мире – Юрий Гагарин. Как выглядят лунные деньги, вы можете посмотреть в нашей фотогалерее.
По состоянию на 2009 год 3,5 млн человек купили участки на Луне. Лунные посольства открыты в 20 странах. Акр лунной поверхности стоит около 3 тыс. рублей. Причем лунный грунт с течением времени медленно, но верно дорожает. Так что….buy now!
Подарить любимой звезду
Сразу оговоримся – купить звезду никто не имеет права. Зато Интернет пестрит ресурсами, торгующими не самими небесными светилами, а их именами.
В результатах поиска Яндекс на первом месте – некая компания «Звездный Альманах», которая предлагает назвать звезду своим именем с занесением этого имени в записи в каталог небесных тел «РосАстро». На сайте утверждается, что электронная база данных небесных тел, состоящая из цифровых и буквенных кодов, зарегистрирована в РосПатенте (Российское Агентство по Патентам) и имеет официальное Свидетельство № 2002620141 от 07 августа 2002года, что дает компании ЗАО "Звездный Альманах" официальное право на модификацию данных в данной электронной базе – правда, только звезд 19-ой, 16-ой и 9-ой величин. Таким образом, Звездный Альманах — компания-регистратор, имеющая свою базу непоименованных звезд. Все звезды без имени поделены между множеством подобных компаний, утверждается на сайте.
В зависимости от величины звезды такой подарок обойдется вам в от 1960 руб до 11 тыс. руб. За эти деньги компания вышлет вам соответствующий сертификат. Другой ресурс — Звездный Каталог России — тоже торгует не только планетами (о чем мы упоминали выше), но и звездами. На этот раз имя вашей звезды заносится в «Звездный Каталог России». На сайте декларируется, что это официальный каталог звездных имен, открытых в разные годы советскими и российскими астрономами. Что же получается, в России официальных каталогов звездных имен несколько? Никакой юридической информации сайт не дает, зато ссылается на Роскосмос. А Роскосмос отвечает: "Компания, осуществляющая деятельность интернет-проекта «Звездный Каталог России" и занимающаяся "торговлей" участками на Луне, Марсе, Венере, Меркурии, присвоением имен звездам и другим небесным телам, а также их продажей, никакого отношения к Федеральному космическому агентству не имеет».
А вот еще интересный факт: Звездный Каталог России, как и ЗАО "Звездный Альманах", тогрует звездами 9-ой величины, хотя, исходя из юридической информации последней, такого быть не может: по версии ЗАО «Звездный Альманах», компании-регистраторы делят «рынок звездных имен» по размеру.
Звезды (также в зависимости от величины) там стоят от 790 до 29950 руб. Впрочем, назвать своим именем можно не только звезду, но и целую Галактику (74520 руб.), и даже – страшно сказать – Черную дыру (149990 руб).
Между прочим, по данным этого ресурса, в Каталоге уже есть звезды «ХАКАМАДА» (владелец Ирина Хакамада, в созвездии «Кассиопея»), «Михаил Фрадков» (владелец Михаил Фрадков, в созвездии Дева), БЮТ (владелец Юлия Тимошенко, в созвездии Северная Корона) и, раз уж есть звезда БЮТ, то совершенно неудивительно, что есть звезда ТАК! (владелец Виктор Ющенко, созвездие Рыбы). Кстати, собственные звезды есть не только у политиков, но и музыкантов, например, у групп «Ляпис Трубецкой» и «Смысловые Галлюцинации».
Итак, первый ресурс, кажется, заслуживает большего доверия. Однако на самом деле, вестись на удочку космических продавцов не стоит ни при каких обстоятельствах.
Позиция Международного астрономического союза по вопросу продажи имен звезд давно известна: этот высший космический орган не признает права кого-либо на покупку имен небесных тел. Даже первооткрыватели звезд имеют право лишь предложить, а не утвердить название космического тела.
Звезды получают свои названия не по прихоти неизвестного «Васи», который хочет поздравить свою «Машу» с восьмым марта. Существует четкая система, по которой небесные светила получают свои имена.
Некоторые звезды имеют исторические имена, такие, как Альдебаран, Денеб, Ригель. В конце XVI века, когда астрономы занялись детальным изучением звездного небосвода, они столкнулись с необходимостью иметь обозначения для всех без исключения звезд, видимых сначала невооруженным глазом, а позже — в телескоп. В иллюстрированной «Уранометрии» Иоганна Байера, где изображены созвездия и связанные с их названиями легендарные фигуры, звезды впервые были обозначены буквами греческого алфавита приблизительно в порядке убывания их блеска: a — ярчайшая звезда созвездия, b — вторая по блеску и т.д. Когда не хватало букв греческого алфавита, Байер использовал латинский. Полное обозначение звезды по системе Байера состоит из буквы и латинского названия созвездия. Например, Сириус — ярчайшая звезда Большого Пса (Canis Major) обозначается как a Canis Majoris, или сокращенно a CMa.
Позже Джон Флемстид (1646-1719), первый Королевский астроном Англии, занимавшийся определением точных координат звезд, ввел систему их обозначения, не связанную с блеском. В каждом созвездии он обозначил звезды номерами в порядке увеличения их прямого восхождения, т.е. в том порядке, в котором они пересекают небесный меридиан.
На современных картах звездного неба обычно нанесены древние собственные имена ярких звезд (Сириус, Канопус) и греческие буквы по системе Байера. Обозначения Байера латинскими буквами используют редко. Остальные, менее яркие звезды обозначают цифрами по системе Флемстида.
Но ведь некоторые звезды носят имена людей? Да, так некоторые выдающиеся (но отнюдь не самые яркие) звезды нередко называют именами астрономов, впервые описавшими их уникальные свойства. Например, «Летящая звезда Барнарда» названа в честь американского астронома Эдуарда Эмерсона Барнарда (1857-1923), обнаружившего ее рекордно быстрое собственное движение на небе.
Официально же имена людей или мифических героев принято присваивать только объектам Солнечной системы: планетам и их спутникам, астероидам, кометам, а также деталям на их поверхности — горам, кратерам, долинам, и т.п.
Вобщем, если вам уж очень хочется назвать что-нибудь своим именем, сделайте потрясающее научное открытие или выявите новый биологический вид. Такими достижениями вы удивите свою любимую больше, чем ничего не значащим сертификатом за 500 долл.
Совершить космическое путешествие
Администрация президента США Барака Обамы уверена: через какие-то десять лет космический туризм будет делом частного бизнеса. А вместе с развитием этого экзотического вида туризма начнут пользоваться популярностью и совершенно новые – космические – виды спорта, такие как спейсборд, космопланеризм и экстрим с перегрузками. Об этом говорится в новом плане реструктуризации NASA, который недавно одобрил президент США.
Одна из наиболее перспективных частных компаний в отрасли космического туризма – это Virgin Galactic, возглавляемая британским миллиардером Ричардом Бренсоном (Richard Branson). На сайте этой компании можно забронировать космическое путешествие продолжительностью 2,5 часа стоимостью 200 тыс долл (если хотите попасть в первую сотню туристов). Для тех же. кто не торопится, действуют скидки: место во второй сотне будет стоить 175 тыс долл, в третьей – 150 тыс. долл и т. д. После 500ого места в очереди можно будет внести депозит 20 тыс, а остальное выплатить за три месс до полета.
На данный момент 300 туристов у Virgin Galactic уже есть, в том числе 10 россиян.
По некоторой информации, отправиться в космический полет пожелал совладелец Mirax Group Сергей Полонский, экс-совладелец «Евросети» Тимур Артемьев и – возможно – бывший владелец торговой сети «Седьмой Континент», депутат Госдумы Владимир Груздев, хотя он и отрицал эту информацию в интервью изданию BFM.ru.
В проект уже вложено 150 млн долл, а руководитель компании Ричард Бренсон между тем полагает, что понадобится еще 100 млн долл инвестиций, чтобы проект был запущен.
Если все сложится, то любой желающий, заплатив указанную выше сумму денег, сможет подняться на борт корабля SpaceShipTwo и совершить суборбитальный полет на расстоянии 110 км от Земли. Правда, в невесомости при общей длительности путешествия в 2,5 часа вы пробудете в лучшем случае десяток минут.
В сфере частного космического бизнеса выделяется еще одна компания — Bigelow Aerospace. От конкурентов ее отличает то, что компания уже имеет реальные прототипы космических модулей (Sundancer, предназначенный для трех человек и BA-330 – для шести), которые она намерена создавать для космического туризма и не только.
Цели у Bigelow Aerospace пока расплывчатые и очень обширные: основатель компании Роберт Бигелоу говорит, что миссия его компании состоит в том, чтобы "строить сооружения, которые будут населены талантами, занимающимися действительно интересными задачами, и эти сооружения будут в космосе". Как бы то ни было, в компанию, существующую с 1999 года, уже вложено 180 млн долл., а два тестовых варианта коммерческих модулей будущих модулей BA-330 под названием Genesis 1 и Genesis 2 уже выведены на орбиту с 22 камерами на борту. В ближайших планах компании – разместить в 2015 году на орбите реальное жилое пространство, пишет 3dnews.ru.
В Bigelow Aerospace считают, что разрабатываемые ими космические модули могут быть интересны и крупным гостиничным сетям типа Hilton и Marriott, если те вдруг решат выйти на космический уровень.
Это не досужие фантазии: компания Galactic Suite Ltd., основанная в 2007 году, уже открыла бронирование мест в первом космическом отеле, который она собирается построить уже к 2012 году. «Номер» в такой гостинице стоит $4,4 млн, но уже сейчас пожить в космическом отеле выразили готовность 200 человек, а 43 даже выкупили «апартаменты». Предполагается, что космические путешественники будут находиться в номерах гостиницы Galactic Suite Space Resort на околоземной орбите в течение трех дней, причем гостиница-корабль будет каждые 80 минут облетать вокруг Земли, давая своим постояльцам уникальную возможность встречать рассвет каждые 15 минут.
Эксперты, правда, сомневаются в способности Galactic Suite Ltd. завершить объемную работу по строительству орбитального отеля в такие короткие сроки. На главный вопрос: «Откуда деньги?» представители компании отвечают уклончиво, упоминая в инвесторах некоего миллиардера, пожелавшего сохранить свое имя в тайне и готового вложить в Galactic Suite Ltd. $3 млрд.
Все частные проекты, как вы видите, еще не завершены, так что реально пока можно совершить экскурсионное путешествие только на Международную космическую станцию (МКС) и только на государственных модулях. Организацией таких «экскурсий» занимается Роскосмос и компания Space Adventures. Это, однако, будет намного более дорогим удовольствием, чем путешествие с Virgin Galactic. Впрочем, и более грандиозным – тоже, ведь астронавт-любитель сможет десяток дней провести в открытом космосе на расстоянии 340-360 км от Земли.
Изначально полет на МКС стоил ни много ни мало 20 млн долл. Первый туристический полет на станцию совершил американский бизнесмен итальянского происхождения Денис Тито (с 28 апреля – 6 мая 2001 года). Затем был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт (25 апреля – 5 мая 2002 года), американский бизнесмен Грегори Олсен (1 – 10 октября 2005 года), американка иранского происхождения Ануше Ансари (18 – 29 сентября). Пятый по счету космический турист — американский миллиардер венгерского происхождения Чарльз Симони не только с 7 по 21 апреля 2007 года совершил полет на МКС, но и выполнил ряд экспериментов по влиянию невесомости на кровь (по заказу Европейского космического агентства) и влиянию радиации (следуя собственным научным интересам).
В июле цена одного космического путешествия подорожала с 20 до 25-30 млн долл, так что американскому миллионеру и разработчику компьютерных игр Ричарду Гэрриоту пришлось заплатить за свой полет с 12 – 24 октября 2008 года больше, чем предшественникам (30 млн долл). По его собственным словам, это была основная часть всего его состояния.
В начале 2009 года компания Space Adventures заявила, что в связи с кризисом полеты на МКС подорожали. Теперь туристический полет для одного человека обойдется в 30-40 миллионов долларов.
Однако это не остановило Чарьза Симони, летавшего в космос в 2007 году, повторно совершить путешествие на МКС с 26 марта по 8 апреля 2009 года.
Последним туристом, совершившим космическое путешествие, стал руководитель канадской компании Cirque du Soleil Ги Лалиберте.
И вот когда, казалось бы, космический туризм на МКС стал более-менее регулярным, возникла проблема. Дело в том, что NASA в 2010 году закрыло программу шаттлов, которые ранее доставляли космонавтов, питание и оборудование на МКС. Это значит, что осуществлять ротацию экипажей на МКС теперь будут только российские «Союзы» и «Прогрессы». При этом экипаж станции увеличили до 6 человек. Таким образом, все места на кораблях заняты, и космическим туристам придется подождать.