Сегодня термины бизнес-ангел, венчур или IPO звучат не так загадочно, как скажем, они прозвучали бы в 90-е годы прошлого столетия. Однако не всем старт-аперам приходит в голову изучить терминологию прежде, чем начать искать инвестиции. Краткий ликбез для ищущих.
Ускорение технического прогресса в середине 20-го века повлекло за собой рост количества желающих инвестировать в рискованные проекты по продвижению новаторских решений. В экономике наблюдался повышенный спрос на высокие технологии, так и их массовое предложение. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в США, а затем большое количество инвесторов в инновации появилось в Странах Европы и Юго-Восточной Азии.
Благодаря инвесторам, шел процесс широкого внедрения новых технологий на потребительский рынок. Развитие «общества потребления» создавало спрос и на инновации в секторах производства потребительских товаров, торговли, услуг, развлечений. Все эти факторы привлекли значительные финансовые ресурсы в предпринимательство с повышенным уровнем риска. Развился принципиально новый механизм – прямое частное и венчурное инвестирование.
Принцип – вложение капитала в обмен на значительную (свыше 10%) долю в проекте с целью получения высокой прибыли после продажи этой доли через определенное время. Прибыль образуется за счет роста капитализации проекта за время совместной «жизни» с инвестором, который предоставляет не только средства на развитие, но и помощь в процессе создания, развития и управления бизнесом.
Данный сектор представляет собой обособленную часть инвестиционной отрасли, и в нем уже возникли стандартные методы оценки проектов, критерии успеха инвестиций, меры по диверсификации рисков.
Разберемся с терминами:
Бизнес-ангелы – наиболее информированный сектор инвестиционного рынка. Большинство из них скорее независимые частные лица, чем группы, часто это состоятельные предприниматели, постоянно находящиеся в поиске новых возможностей для интересных, потенциально высокодоходных инвестиций. Основная их активность сконцентрирована на начальных стадиях жизни компаний — разработка продукта/технологии и их запуск на рынок. Большинство ангелов, помимо участия в проектах своими финансовыми ресурсами, усиливают их своим личным опытом и связями.
Венчурное финансирование – это вложение капитала в обмен на долю в компании, находящейся на стадии start-up, в расчете на рост капитализации профинансированной компании в будущем и получение высокой прибыли при продаже этой доли по прошествии определенного времени.
Венчур – это особые экономические отношения, в которых ключевую роль в успехе компаний играет участие инвестора в управлении и передаче основателям компании опыта ведения бизнеса, полезных связей и навыков. Именно такие инвестиции и помогают молодым компаниям пройти через «долину смерти» — период, когда само существование компании находится под вопросом.
Стратегический инвестор – инвестор, заинтересованный в приобретении крупного пакета акций, для того чтобы участвовать в управлении или получить контроль над компанией. Обычно в качестве стратегического инвестора выступает компания, деятельность которой связана с бизнесом приобретаемой компании.
Портфельный инвестор – инвестор, заинтересованный в максимизации прибыли непосредственно от ценных бумаг, а не в контроле над предприятием. К портфельным инвесторам относятся инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании и т.д.
IPO — Первичное публичное предложение — ППП, в английском языке – IPO — первая публичная продажа акций частной компании, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции. Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска акционерами частной компании.
Основной целью проведения IPO является получение, так называемой, «учредительской прибыли» — прибыли, получаемой учредителями акционерных обществ в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, действительно вложенным ими в акционерное предприятие.
Инновационные проекты стандартно развиваются следующим образом (см. рисунок).
Отметим, что приведенная схема не полностью отражает реальную картину финансирования ИТ-компаний. Некоторые из них остаются убыточными более десяти лет, благополучно проходят IPO на западных фондовых площадках и при этом показывают стабильный рост стоимости курса акций. Тем не менее, в целом (или в идеале) схема дает методически правильное представление о финансировании венчурных проектов.
Первые два этапа, как правило, обеспечиваются государственным грантами и вложениями 3F (family, friends, fools), на третьем этапе появляются бизнес-ангелы, а венчурные инвесторы предпочитают финансировать проект на четвёртом этапе, когда компания уже производит продукт и планирует в скором времени принести прибыль.
В некоторых схемах “бизнес-ангелы” появляются уже на втором этапе, а венчурные инвесторы – на третьем. При этом ключевым показателем являются продажи: “бизнес-ангелы” финансируют этап запуска продукта и опытных продаж, а венчурные инвесторы – начало массовых продаж. Выход венчурных инвесторов из проектов в таких схемах также происходит несколько раньше, а способом выхода могут быть IPO или продажа доли в компании стратегическому инвестору.
На рисунке пятый и шестой этап объединены в этап “стабильности”. Не все сотрудники компаний, прошедших IPO, согласятся, что этот этап уместно назвать “стабильным”. Однако бизнес новой компании в этот период обычно достаточно устойчив, чтобы не рухнуть под напором неизбежных организационных и кадровых изменений.
Выделяют следующие этапы финансирования инновационных проектов:
1. Посевной (англ. Seed) – есть новая идея. В источниках финансирования участвуют государственные гранты, личные средства, материнские компании.
2. Стартовый (англ. Start up) – есть прототип продукта, формируется компания. Финансируют те же, плюс бизнес-ангелы.
3. Начальное расширение (англ. Early expansion, first-stage financing) – начались продажи новых продуктов или услуг. К источникам финансирования добаляются венчурные инвесторы.
4. Быстрое расширение (англ. Expansion, rapid growth) — быстрый рост выпуска и продаж, компания приносит прибыль. К прежним финансовым источникам подключаются стратегические инвесторы.
5. Подготовка к продаже (англ. Mezannine) — подготовка к IPO или продаже стратегическому инвестору. На этом этапе привлекаются средства стратегических и портфельных инвесторов и кредитные средства.
6. Этап ликвидности, выход (Exit) — IPO, MBO или поглощение стратегом. В процесс включаются массовые инвесторы.
Однако не всем проектам удается найти инвестиции и пройти «долину смерти», не говоря уже о выходе на IPO. О том, какие критерии предъявляются идеям и проектам, как избежать ошибок, читайте в следующих статьях.
Финам.Инфо